Нарушение циркадного ритма может быть связано с фосфорилированием белка PER

Обнаружены новые особенности работы молекулярных часов человека и других эукариот. Участок белка PER2, к которому присоединяет фосфаты фермент казеинкиназа 1 дельта (CK1δ), в фосфорилированном состоянии ингибирует этот фермент. Удаление сайтов фосфорилирования, в свою очередь, активирует киназу и укорачивает циркадные ритмы, как, например, при семейном синдроме опережения фазы сна.

Американские ученые обнаружили еще одну «деталь» внутриклеточных молекулярных часов. Открытие касается фосфорилирования одного из ключевых белков этого механизма, PER2.

Циркадные (околосуточные) ритмы у млекопитающих на молекулярном уровне регулирует система обратных связей транскрипции и трансляции ряда генов. Ключевую роль в этой системе играет гетеродимерный фактор транскрипции CLOCK:BMAL1, который усиливает экспрессию многих генов, управляющих суточными ритмами. Среди них есть и те, продукты которых способны репрессировать экспрессию самих белков CLOCK и BMAL1, — гены, кодирующие белки Period (PER) и криптохром (CRY). Белки PER служат основой комплекса с участием CRY и казеинкиназы 1 (CK1δ). Последняя связывается с димером CLOCK:BMAL1 и подавляет его активность. При этом по механизму обратной связи ингибируется транскрипция самих PER и CRY, и когда их количество снижается, CLOCK и BMAL1 дерепрессируются и цикл начинается заново.

Концентрации белков PER критически важны для циркадных ритмов и строго регулируется за счет транскрипционных, посттранскрипционных и посттрансляционных механизмов. Их постоянная оверэкспрессия нарушает циркадный ритм; с другой стороны, именно индуцибельная регуляция PER делает возможным возобновление перенастроенного суточного ритма, например, при джетлаге после перелета.

Стабильность белков PER1 и PER2 определяется активностью фермента CK1, который на протяжении всего цикла остается связанным с доменом CK1BD этих белков. Ранее было показано, что устойчивость PER2 регулируется по механизму «фосфопереключателя» (phosphoswitch): киназы фосфорилируют белок по конкурирующим сайтам, которые действуют альтернативно и определяют, быстро или медленно происходит деградация PER2.

Домен CK1BD содержит область FASP, богатую серинами, — именно их фосфорилирует CK1. Известно, что полиморфизмы в этой области гена Per2, приводящие к замене серина, нарушают фосфорилирование, в результате PER2 теряет стабильность и происходит укорочение циркадного ритма. Мутации в этой области приводят к развитию наследственной формы синдрома опережения фазы сна (familial advanced sleep phase syndrome, FASP, отсюда название участка белка). FASP проявляется преждевременными засыпанием и пробуждением; Кэрри Партч, руководитель работы, сравнила это состояние с «перманентным джетлагом».

В новом исследовании авторы установили, что фосфорилирование киназой CK1 сайтов PER, которое продлевает существование белка, приводит к ингибированию самой киназы по принципу обратной связи. Исследования проводили на клетках человека и дрозофилы.

Ранее те же авторы показали, что стабилизирующее фосфорилирование области FASP человеческого PER2 инициируется присоединением фосфата к первому из пяти остатков серинов в этой области, а затем киназа CK1 фосфорилирует остальные четыре серина. Оказалось, что и в этой реакции существует обратная связь. Активность фермента подавляется продуктом реакции, из-за чего процесс фосфорилирования замедляется.

В экспериментах in vitro ученые подтвердили, что фосфорилированные в области FASP пептиды инактивируют CK1 за счет прямого взаимодействия с ферментом. Как показали изучение кристаллической структуры комплекса фосфорилированной FASP с CK1 и симуляции молекулярной динамики, ключевую роль в этом играют консервативные сайты связывания анионов на CK1.

Далее авторы использовали клеточные линии U2OS, в которых белки PER1 и PER2 несли люминесцентные метки, и с помощью генного редактирования CRISPR/Cas внесли инделы в области FASP. Короткие делеции, удаляющие первый серин, нарушили фосфорилирование и привели к укорочению циркадного цикла.

Сходным образом, в клетках дрозофилы фосфорилирование домена PER-Short белка PER стабилизирует этот белок. Авторы показали, что это фосфорилирование ингибировало гомологичную киназу дрозофилы in vitro.

Таким образом, авторы описали механизм регуляции активности CK1, существующий как у позвоночных, так и у беспозвоночных. Фосфорилирование, которое стабилизирует PER, ингибирует фермент, осуществляющий фосфорилирование. Этот механизм позволяет управлять стабильностью и активностью киназы и более точно настраивать молекулярные часы клетки. Также становится понятным, что происходит при семейном синдроме опережения фазы сна: отсутствие фосфорилирования по FASP, стабилизирующего белок, активирует киназу, и фосфорилирование альтернативного участка ускоряет разрушение PER.

Управлять заживлением шрамов можно, блокируя ген циркадного ритма