Описано взаимодействие иммунных чекпоинтов при радиочастотной абляции

Группа европейских ученых охарактеризовала взаимодействия между контрольными точками иммунного ответа (ИКТ) и их лигандами в ответ на терапию рака легкого при помощи радиочастотной абляции. Авторы описали связь между уровнем PD-1/PD-L1 взаимодействий и инфильтрацией иммунных клеток в ткани опухоли. Они также продемонстрировали неэффективность измерения экспрессии лигандов для оценки активности ИКТ.

Радиочастотная абляция (RFA) — разрушение патологических тканей при помощи электрического тока — все чаще используется при лечении неоперабельных раковых заболеваний легкого. В некоторых случаях после RFA одной или нескольких опухолей было отмечено уменьшение размеров опухолей, не затронутых лечением. Похожие эффекты наблюдались и при радиационной терапии. Вероятно, разрушение первичной опухоли ведет к высвобождению специфичных к раку антигенов, что провоцирует иммунный ответ, влияющий на метастазы. При этом подавление иммунного ответа через контрольные точки иммунного ответа (ИКТ) может снижать подобный эффект. Это означает, что комбинированная терапия при помощи RFA и ингибиторов ИКТ может потенциально иметь большую эффективность, чем только RFA. Однако точные механизмы иммунного ответа при RFA до сих пор не были описаны. Группа европейских ученых описала интерактивное состояние рецепторов PD-1 и CTLA-4 в тканях рака легкого до и после RFA.

В новой работе ученые использовали иммунный анализ ферстеровского переноса энергии (iFRET). FRET-анализ позволяет выявлять взаимодействие двух молекул за счет измерения бесфотонного переноса энергии между двумя хромофорами. Подобный энергетический обмен происходит только на крайне малых расстояниях (меньше длины волны излучаемого света). Эффективность обмена энергии обратно пропорциональна расстоянию между молекулами, возведенному в шестую степень, что позволяет выявлять мельчайшие изменения в расстоянии. «Иммунная» часть метода заключается в том, что исследуемые молекулы (в данном случае — рецептор и его лиганд) помечаются специфичными антителами, несущими хромофоры, чье взаимодействие и регистрируется FRET-анализом. Валидация метода для оценки взаимодействия между ИКТ-рецепторами и их лигандами проводилась на коммерческих тканевых матрицах рака легкого. Было показано, что метод успешно регистрирует CTLA-4/CD80 взаимодействия.

Авторы изучили PD-1/PD-L1 и CTLA-4/CD80 взаимодействия в образцах рака легкого, полученных от 15 пациентов. Образцы отбирались из одного легкого перед проведением RFA, а из второго легкого (не проходившего RFA) — после лечения. Невозможность отбора образцов из одной и той же опухоли до и после RFA связана с высокими рисками при одновременно оперативном вмешательстве на обоих легких.

И до, и после RFA уровень CTLA-4/CD80 взаимодействий был выше, чем PD-1/PD-L1 у большинства пациентов. Отдельные пациенты показывали обратную ситуацию или же сопоставимый уровень взаимодействия двух рецепторов.

Несмотря на то, что ни у одного из пациентов не наблюдалось регрессии опухолей, не затронутых лечением, ученые не исключили возможность повышенной инфильтрации иммунных клеток в ткани рака после RFA. Они проанализировали численность CD3+ и CD8+ лимфоцитов в тканях рака до и после RFA и ее связь с активностью ИКТ-рецепторов. Исследование показало, что численность CD3+ и CD8+ лимфоцитов значимо и негативно коррелирует с уровнем PD-1/PD-L1 взаимодействий в тканях рака до RFT. Ученые не обнаружили корреляций между активностью ИКТ и численностью лимфоцитов в тканях рака после RFT.

Наиболее частым методом оценки активности ИКТ является измерение уровня экспрессии лигандов, соответствующих изучаемому рецептору. Авторы изучили корреляции между экспрессией PD-L1 и CD80 и уровнем PD-1/PD-L1 и CTLA-4/CD80 взаимодействий, измеренных при помощи iFRET. Ученые не обнаружили значимых корреляций между экспрессией лиганда и уровнем его взаимодействий с рецептором в обоих случаях, как до, так и после RFA. Эти данные указывают на то, что уровень экспрессии лиганда не является надежным методом оценки активности ИКТ.

Таким образом, ученые впервые охарактеризовали активность контрольных точек иммунного ответа в ответ на RFA. Они указывают на необходимость более подробного изучения связи инфильтрации Т-лимфоцитов в ткани опухоли с активностью ИКТ для лучшего понимания механизмов уменьшения размеров опухолей, не затронутых RFA.

Снижение уровня циркулирующей опухолевой ДНК говорит об успехе терапии