Открыты первые вирусы животных, родственные вирусу краснухи

Хотя краснуха была описана еще в начале XIX века, родственники возбудителя краснухи среди вирусов животных долгое время были неизвестны. В новой статье, опубликованной в Nature, описаны первые два таких вируса — рухугу и рустрела. Оба они поражают млекопитающих.

Один из новых вирусов обнаружен у капибары

Eleonora Travostino | 123rf.com

Краснуха – острая, высококонтагиозная вирусная инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и характеризуется подъемом температуры и появлением высыпаний на коже. У беременных женщин инфекция может приводить к появлению тяжелых пороков развития у плода. Вирус краснухи на данный момент является единственным представителем семейства РНК-содержащих вирусов, известного как Matonaviridae. В новой статье, опубликованной в Nature, сообщается об открытии двух новых вирусов, родственных вирусу краснухи – вируса рухугу (ruhugu virus, RuhV) и вируса рустрела (rustrela virus, RusV).

RuhV был идентифицирован в мазках из полости рта у 10 из 20 подковогубых летучих мышей вида Hipposideros cyclops, не демонстрировавших признаков заболевания и обитавших в национальном парке Кибале в Уганде. Поскольку RuhV был выявлен у существенной доли летучих мышей в большом количестве, летучие мыши, вероятнее всего, являются резервуаром вируса, а его настоящий хозяин остается неизвестным.

RusV обнаружен в тканях головного мозга у трех млекопитающих разных видов, обитающих в зоопарке в Германии и страдающих от острого неврологического заболевания: осла (Equus asinus), капибары (Hydrochoeris hydrochaeris) и древесного кенгуру Беннета (Dendrolagus bennettianus). Посмертный анализ ткани головного мозга животных из зоопарка, инфицированных RusV, выявил наличие менингоэнцефалита у всех животных, а у осла в стволе мозга даже произошел некроз нейронов. Позднее RusV был также выявлен у 8 из 16 желтогорлых мышей (Apodemus flavicollis), живущих в том же зоопарке и на расстоянии до 10 км от него. Кроме того, вирус был найден в продуктах жизнедеятельности желтогорлых мышей из той местности, датированных от 2009 до 2020 года. Мыши, инфицированые RusV, не имели никаких симптомов и гистологических признаков энцефалита, и авторы работы предположили, что желтогорлые мыши служат резервуаром RusV.

Геномная организация вирусов краснухи, RuhV и RusV оказалась идентичной. Их РНК-геном содержит две большие открытые рамки считывания, две нетранслируемые области на 5’- и 3’-концах, а также участок, разделяющий две рамки считывания. При этом RuhV оказался более близок к вирусу краснухи, чем RusV. Как и вирус краснухи, RuhV и RusV имеют рецепторсвязывающий белок E1, который необходим для слияния вирусной и клеточной мембран. Кроме того, все три вируса несут почти идентичные B-клеточные эпитопы.

Исследователи предполагают, что, поскольку для RusV и RuhV имеются бессимптомные животные-носители, выступающие в качестве резервуаров, краснуха могла появиться в результате передачи от животного. Кроме того, открытие RusV и RuhV может помочь получить первую животную модель краснухи и синдрома врожденной краснухи.

Bennett, A.J., et al. // Relatives of rubella virus in diverse mammals. // Nature, 2020. DOI: 10.1038/s41586-020-2812-9.