Пандемия чумы XIV века началась возле Иссык-Куля

Анализ ДНК из останков людей, умерших в XIV веке и похороненных неподалеку от озера Иссык-Куль, у реки Чу, позволяет предположить, что Черная смерть — вторая пандемия чумы — могла возникнуть именно в этом регионе центральной Евразии.

Камень с кладбища. Надпись на сирийском языке: «В году 1649 [1337-1338 год н.э.], и это был Год Тигра, по-тюркски Барс. Это могила верующего Санмака. [Он] умер от моровой язвы [=mawtānā]».

Фото:

А. С. Лейбин, август 1886 г

Черная смерть — вторая в истории пандемия чумы (первой была так называемая Юстинианова чума VI–VIII века) — прошла по Евразии между 1346 и 1353 годами нашей эры и унесла жизни 30–60% населения за восемь лет. Исследования ДНК бактерии Yersinia pestis, выделенной из останков жертв пандемии, ведутся давно, однако остается неясным, в каком регионе впервые появился пандемийный штамм. На основании исторических и геномных данных предлагались варианты от Западной Евразии до Восточной Азии. Геномные данные говорили о том, что исходный штамм разделился на четыре линии, которые разошлись звездообразно. Их потомки до сих пор персистируют в грызунах Евразии, Африки и Америки, однако не было установлено, где обитал общий предок четырех линий и откуда началась дивергенция.

Значительная часть исследований Черной смерти начиналась на территории Западной Евразии. Новое исследование, которое провели ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Института Стирлинга (Великобритания) при участии коллег из России, Казахстана и Италии, посвящено находкам из Восточной Евразии. Археологи, изучавшие кладбища Кара-Джигач и Бурана, расположенные в Чуйской долине недалеко от озеро Иссык-Куль, на территории современного Кыргызстана, нашли необычно большое количество захоронений, датируемых 1338–1339 годами. На некоторых надгробиях причиной смерти была указана «моровая язва».

Авторы исследования выделили ДНК из зубов семи человек (пятерых из Кара-Джигача и двух из Бураны). В четырех случаях получили достаточно данных для популяционно-генетического анализа; и подтвердили, что эти люди попадают в рамки изменчивости древних и современных популяций из Центральной Евразии. Присутствие чумной бактерии обнаружили в трех образцах, причем для двух получили достаточно высокое покрытие секвенирования.

Как показал анализ SNP, два реконструированных генома Y. pestis представляют собой один и тот же штамм. Но интересно, что этот штамм может быть самым недавним общим предком других известных вариантов чумной палочки, связанных с пандемией. Время расхождения четырех ветвей по геномным данным, оцененное после построения новой филогении, — 1316–1340 гг. Сравнение с современными штаммами Y. pestis, собранные в обширном регионе Тянь-Шаня (эти штаммы сохраняются в естественном резервуаре чумы — сурках и живущих на них насекомых) подтверждает, что древний штамм имел местное происхождение.

Начало Черной смерти традиционно связывают со вспышками, произошедшими в Причерноморье в 1346 году, но это было через восемь лет после Кара-Джигачской эпидемии. В настоящее время неясно, какими путями чума достигла Западной Евразии. Основываясь на исторических данных и артефактах, в том числе надписях на надгробиях и кладов монет, авторы предполагают, что вблизи Иссык-Куля и реки Чу селились представители разных народов, которые жили за счет торговли с самыми разными регионами Евразии, — там было перекрестье торговых путей. Это могло способствовать распространению чумы в XIV веке.

Spyrou, M.A., et al. The source of the Black Death in fourteenth-century central Eurasia. Nature (2022). DOI:  10.1038/s41586-022-04800-3