Патогенные резистентные дрожжи обнаружены на фруктах

Обработка фруктов фунгицидами может провоцировать появление на их поверхности патогенных резистентных грибов. Ученые из Индии выделили с поверхности яблок несколько устойчивых к фунгицидам штаммов Candida auris — патогенных дрожжей, вызывающих внутрибольничные инфекции. Некоторые из них принадлежали к тем же клональным группам, что и клинические изоляты из разных стран.

Фрукты перед транспортировкой часто обрабатывают фунгицидом, чтобы они не портились. Это помогает сохранить свежесть продуктов, но одновременно способствует отбору и распространению мультирезистентных патогенных грибов.

Ученые из Делийского университета с коллабораторами исследовали лекарственно-устойчивые штаммы Candida auris. Эти патогенные дрожжи, резистентные ко многим лекарствам, относятся к внутрибольничным возбудителям инфекций. Впервые их обнаружили в 2009 году в Японии и с тех пор выявляют на всех обитаемых континентах. На данный момент неизвестно, как окружающая среда способствует распространению устойчивости к фунгицидам у C. auris.

«Мы до сих пор не совсем понимаем, какие силы движут одновременным появлением нескольких отдельных генетических кластеров C. auris», — сказал один из руководителей исследования Цзяньпин Сюй, микробиолог из Университета Макмастера в Гамильтоне, Онтарио (Канада).

Ученые проверили поверхности 84 фруктов девяти видов на предмет патогенных C. auris и других дрожжей. Плоды были собраны в 2020 и 2021 годах в районах северной Индии. Больше всего среди них было яблок: 62 фрукта, часть которых собрали в садах (20 штук), а часть купили на рынке в Дели (42 штуки).

На поверхности каждого вида фруктов обнаружили по крайней мере один тип дрожжей. Всего с поверхности девяти видов плодов выделили 144 штамма дрожжей 22 видов. Больше всего было грибов рода Candida (73%), из них наиболее распространённым был вид C. guilliermondii (20,8%), за ним следовали C. parapsilosis (15,9%), C. tropicalis (13%) и C. auris (11%).

Поскольку яблок было больше всего, исследователи сосредоточились на них. Они обнаружили лекарственно-устойчивые штаммы C. auris на восьми яблоках (13%), всего выделили 16 колоний. Все восемь яблок были куплены, то есть устойчивых патогенных дрожжей не было на свежесобранных яблоках. Только на 1 из 20 свежесобранных яблок обнаружили дрожжи C. albicans. А на покупных яблоках авторы обнаружили и другие штаммы грибов Candida и некоторых других родов.

На поверхности хранящихся яблок был выявлен широкий спектр фунгицидов, в том числе ингибиторы диметила (DMI), и все изоляты C. auris проявляли пониженную чувствительность к DMI.

Авторы секвенировали геномы штаммов C. auris, выделенных с поверхности яблок, и выяснили, что некоторые из штаммов принадлежат к тем же клональным группам, что и клинические изоляты из Индии. Кроме того, один штамм из Франции и два штамма из Канады были очень похожи на штаммы с поверхности фруктов.

Авторы говорят о том, что обработка фруктов может способствовать отбору резистентных патогенов и их распространению. Хотя исследовали только фрукты, собранные в Индии, авторы отмечают, что распространение C. auris — глобальная проблема. В 2019 году Центры по контролю и профилактике заболеваний определили C. auris как 1 из 5 патогенов, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения во всем мире. Чтобы выяснить, как реагировать на опасность, которую патоген представляет для людей, исследователям необходимо знать, как он распространяется в других природных системах.

Yadav S., et al. Candida auris on Apples: Diversity and Clinical Significance // mBio, published March 31, 2022, DOI: 10.1128/mbio.00518-22