Пересадка фекальной микробиоты снижает реакцию «трансплантат против хозяина»

Ученые проверили, эффективна ли инфузия донорской фекальной микробиоты при поражениях кишечника в результате реакции «трансплантат против хозяина» у реципиентов аллогенных гемопоэтических клеток. Результаты, полученные на маленькой выборке, говорят о потенциальной терапевтической силе этого метода, однако необходимы дальнейшие исследования на больших когортах пациентов.

Мазок крови при остром миелоидном лейкозе.

Credit: Chirawan Somsanuk | 123rf.com

Трансплантация аллогенных гемопоэтических клеток (allo-HCT), применяемая при многих гематологических заболеваниях, может вызвать угрожающую жизни реакцию «трансплантат против хозяина» (GVHD). Известно, что состоянию GVHD предшествует дисбиоз кишечника, который может быть связан с медицинскими вмешательствами перед трансплантацией (химиотерапия, профилактический прием антибиотиков и т. д.). Ученые из Нидерландов провели проспективное исследование эффективности трансплантации фекальной микробиоты (FMT) против кишечных симптомов GVHD и рассказали о результатах в Science Translational Medicine.

В исследовании приняли участие 15 пациентов, получивших allo-HCT в ходе лечения острого миелоидного лейкоза, миелодиспластического синдрома, лимфомы Ходжкина, неходжкинской лимфомы или миелопролиферативного заболевания. Всем участникам была диагностирована острая или острая с поздним началом кишечная GVHD II–IV степени; все они получили однократно микробиоту от здоровых доноров с помощью назодуоденальной инфузии. Влияние фекальной трансплантации на состояние кишечника пациентов отслеживали, отбирая и анализируя образцы стула через установленные промежутки времени в течение шести месяцев после процедуры. Состав кишечной микробиоты пациентов до и после FMT определяли с помощью секвенирования гена 16S рРНК.

У трех из шести пациентов со стероид-устойчивой GVHD и семи из девяти пациентов со стероид-зависимой GVHD симптомы поражения кишечника (в частности, диарея) полностью прошли в течение 28 дней после FMT. У пяти участников улучшений не наблюдалось, четверо из них умерли в период наблюдения. Анализ образцов стула показал, что у пациентов, ответивших на FMT, кишечная микробиота изначально была более разнообразна, и разнообразие повышалось после элиминации симптомов GVHD. У всех пациентов после FMT относительное обилие собственных микроорганизмов было ниже, чем донорских. При хорошем ответе на FMT доля донорских микроорганизмов возрастала, что говорит об их приживаемости. У пациентов, для которых FMT оказалась безуспешной, росла доля микроорганизмов неизвестного происхождения.

Ученые предположили, что на приживаемость донорской микробиоты может влиять FUT2-фенотип реципиента, так как известно, что отсутствие FUT2 делает человека более подверженным заболеваниям желудочно-кишечного тракта после allo-HCT. Фермент FUT2 отвечает за секрецию антигенов групп крови в просвет кишечника, где они становятся источником углеводов для бактерий-комменсалов. Наличие функционального FUT2 оценивали с помощью иммуногистохимического окрашивания антигена H в биопсийных образцах эпителия кишечника. Окрашивание дало положительный результат у восьми участников, ответивших на FMT, и двух из группы не ответивших, то есть FUT2-фенотип нельзя считать определяющим фактором.

Ученые также обнаружили, что у пациентов, ответивших на FMT, изначально доля бактерий, производящих бутират, и Blautia в микробиоте была выше, чем у участников с неудачной FMT. После FMT относительное обилие Clostridiales и продуцентов бутирата постепенно возрастало у первых и не изменялось или снижалось у вторых. Это согласуется с данными о том, что присутствие бактерий порядка Clostridiales, в том числе Blautia, ассоциировано с лучшей выживаемостью при GVHD. Кроме того, ранее в экспериментах на модельных мышах было установлено, что введение клостридий, производящих бутират, смягчает кишечные симптомы GVHD.

Ученые говорят о хорошей переносимости FMT и принципиальной возможности устранения симптомов кишечной GVHD таким способом. Однако ввиду маленькой выборки и гетерогенного состава участников исследования они не делают конкретных заключений. Кроме того, нерешенным остается вопрос, имеет ли FMT терапевтическую силу сама по себе или лишь способствует выздоровлению. Тем не менее, авторы считают, что необходимо продолжать изучение эффективности FMT на больших когортах реципиентов allo-НСT, уделяя особое внимание факторам, обуславливающим приживаемость донорской микробиоты.

Yannouck F. van Lier, et al. // Donor fecal microbiota transplantation ameliorates intestinal graft-versus-host disease in allogeneic hematopoietic cell transplant recipients. // Science Translational Medicine 12 Aug 2020: Vol. 12, Issue 556, eaaz8926; DOI: 10.1126/scitranslmed.aaz8926