Персонализированный подход к лечению острого миелоидного лейкоза эффективнее стандартной терапии

Персонализированная терапия острого миелоидного лейкоза способствует улучшению показателей выживаемости. С помощью геномного профилирования выявлены наследственные мутации с неопределенной значимостью. Это может иметь значение для подбора донора стволовых клеток.

Credit:
Fresnel | Shutterstock.com  

Средний возраст постановки диагноза для пациентов с острым миелоидным лейкозом (ОМЛ) — 65 лет. Пациенты старше 60 лет плохо переносят стандартные методы лечения, пятилетняя выживаемость для них составляет всего 20%.

ОМЛ — это гетерогенное заболевание. Набор характерных мутаций различается между пациентами. В последние годы, с развитием и все более широким применением NGS, стали доступны персонализированные подходы к терапии рака, основанные на геномном профилировании опухолей. В частности, FDA одобрило таргетные препараты для пациентов с ОМЛ, несущих мутации в генах FLT3, IDH1 и IDH2.

В 2016 году Общество лейкемии и лимфомы запустило проект Beat AML (от англ. acute myeloid leukemia — острый миелоидный лейкоз) — зонтичное исследование, нацеленное на улучшение персонализированной терапии ОМЛ для пациентов старше 60 лет. Результаты двух ветвей этого исследования были представлены на ежегодной встрече Американского гематологического общества.

В первом сообщении говорилось об оптимизации скорости получения молекулярных профилей для подбора терапии и об успехах персонализированного подхода. В исследовании приняли участие 395 человек. Образцы от каждого пациента проходили три типа тестирования: цитогенетическое, NGS-тестирование и оценку внутренних тандемных дупликаций в гене FLT3. Наибольшее время от сдачи образца до получения результата требует NGS. В данном исследовании геномное профилирование проводилось на платформе FoundationOne Heme. Анализ восьми генов занял семь дней для 95% образцов. Исследование показало, что семидневное ожидание не влияет на прогноз для пациентов.

После анализа пациенты распределялись по группам. Для этого ученые разработали специальный алгоритм. Например, если причиной заболевания были хорошо известные хромосомные перестройки, пациенты получали химиотерапию. Если выявлялись мутации в генах IDH1 или IDH2, пациенты получали соответствующий таргетный препарат. Если пациента невозможно было отнести к какой-либо группе, он получал препарат широкого действия или экспериментальный препарат в рамках другого исследования.

224 участника из 395 согласились на лечение, основанное на индивидуальном профиле заболевания. Остальные решили выйти из Beat AML и получали стандартное, паллиативное или другое лечение. Персонализированная терапия в рамках Beat AML способствовала значительному увеличению выживаемости по сравнению со стандартной терапией: 12,8 мес. против 3,9 мес. 30-дневный уровень смертности составил 20,4% для стандартной терапии, 72,6% для индивидов, получавших паллиативную помощь и 3,7% для Beat AML. Эти результаты говорят о больших перспективах персонализированного подхода в лечении ОМЛ.

Во втором сообщении были приведены данные о наследственных мутациях у пациентов с ОМЛ. 179 пациентов предоставили опухолевые образцы крови или костного мозга и так называемые нормальные образцы кожи или слюны. NGS-тестирование для опухолевых и нормальных образцов проводилось с помощью платформы FoundationOne Heme. Нормальные образцы также были проанализированы в OSHU c помощью NGS-панели для выявления гематологических заболеваний GeneTrails.

У 24 пациентов было выявлено 27 известных врожденных патогенных вариантов. У 102 пациентов нашли 181 вариант с неопределенной клинической значимостью. Для более эффективного ведения пациентов с ОМЛ необходимо снизить количество вариантов с неопределенной значимостью. Это возможно, если увеличить охват пациентов NGS-тестированием и провести функциональный анализ мутантных генов. Авторы уверены, что после дополнительных исследований многие неопределенные мутации приобретут статус патогенных. Выявление наследственных патогенных мутаций важно для оценки семейных рисков развития ОМЛ и грамотного выбора донора стволовых клеток.

Таким образом, результаты исследований в рамках Beat AML демонстрируют необходимость NGS-профилирования образцов от пациентов с ОМЛ для разработки эффективного персонализированного подхода к лечению и минимизации рисков.

Добавить в избранное