Первые земледельцы Анатолии были потомками охотников-собирателей

Анализ восьми древних геномов с территории Анатолии показал, что от эпипалеолита до позднего неолита генофонд этого региона существенно не менялся. Первые земледельцы не пришли сюда извне, а произошли от местных охотников-собирателей.

Наскальная роспись, изображающая быков, оленей и людей. Анатолийское неолитическое поселение Чатал-Хююк (Museum of Anatolian Civilizations,Ankara, Turkey)
Georges Jansoone (JoJan) | CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2076628

Первые земледельцы Анатолии были потомками местных охотников-собирателей. К такому заключению пришли авторы исследования, проведенного под руководством специалистов из Института наук об истории человека Общества Макса Планка (Германия).

Земледелие стало развиваться примерно 11 тысяч лет назад в области Плодородного полумесяца (в него входят Месопотамия и Левант) и достигло Анатолии примерно за 8300 лет до н.э. Именно анатолийские земледельцы через миграции групп населения принесли этот тип хозяйства, вместе со своими генами, в Европу и существенно изменили европейский генофонд. Но до сих пор оставалось неясным генетическое происхождение самих анатолийских земледельцев. Рассматривались два варианта: или это потомки мигрантов, которые принесли земледелие в регион, или же потомки местных племен, которые восприняли полезную технологию от своих соседей из Леванта.

В работе, результаты которой опубликованы в Nature Communications, изучены восемь древних геномов из нескольких популяций, населявших регион в разное время. Это один охотник-собиратель эпохи эпипалеолита (13 тыс. лет до н.э.) из Анатолии, пять ранних земледельцев эпохи докерамического неолита (8300–7800 лет до н.э.) из Анатолии и два неолитических земледельца из Леванта (7700 и 7000 лет до н.э.).

Данные по однонуклеотидным полиморфизмам (от 129 тысяч до 917 тысяч SNP на каждый геном) в геномах этих индивидов авторы проанализировали вместе с ранее опубликованными генетическими данными по 587 древним индивидам и по 254 современным популяциям. Они построили график анализа главных компонент (РСА), показывающий, насколько генетически близко или далеко находятся те или иные популяции. На этом графике геном анатолийского охотника-собирателя вошел в один кластер с геномами анатолийских ранних докерамических земледельцев и с геномами анатолийских земледельцев более позднего керамического неолита (7000–6000 лет назад), изученными в других работах. Можно сказать, что на территории Анатолии от эпипалеолита до позднего неолита население генетически существенно не менялось. В то же время геномы левантийских земледельцев  сгруппировались с ранее известными неолитическими геномами из Леванта.

Древние геномы проанализировали также методом ADMIXTURE, который раскладывает их на предковые генетические компоненты. Этот анализ показал, что все три анатолийские популяции (охотники-собиратели, земледельцы раннего неолита и земледельцы позднего неолита) можно представить как результат смешения представителей натуфийской культурыохотников-собирателей из Леванта и западноевропейских охотников-собирателей. Это говорит о том, что еще в донеолитические времена существовали генетические связи между Европой и Ближним Востоком.

Если же сравнить три анатолийские популяции между собой, то охотники-собиратели (представленные здесь, правда, всего лишь одним геномом) могли составлять 90% предков ранних земледельцев. А последние, в свою очередь, составили три четверти предков поздних земледельцев; оставшаяся четверть генофонда поздних анатолийских земледельцев получена от земледельцев Леванта.

«Наши результаты согласуются с ранее полученными археологическими данными. Они говорят о том, что Анатолия была не просто трамплином для продвижения ранних земледельцев из Плодородного полумесяца в Европу, — говорит соруководитель исследования Чунгвон Чжон из Института наук об истории человека Общества Макса Планка. — Скорее она была местом, где охотники-собиратели осваивали технологии земледелия и переходили к производящему хозяйству».

Авторы исследовали и однородительские генетические маркеры — гаплогруппы Y-хромосомы и митохондриальной ДНК, передающиеся соответственно только по отцовской и только по материнской линиям. У анатолийского охотника-собирателя обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2, которую раньше находили у некоторых европейских охотников-собирателей, и митохондриальная гаплогруппа K2b. Ранние анатолийские земледельцы обладали обычными для неолита гаплогруппами Y-хромосомы (C и G2a) и мтДНК (N1a, U3 и K1a).

Наконец, были изучены генетические варианты, связанные с некоторыми фенотипическими чертами древних анатолийцев. Три представителя ранних земледельцев несли аллель rs12193832 гена HERC2, который обеспечивает светлый цвет глаз. Ранее его никогда не находили в геномах земледельцев или охотников-собирателей с Ближнего Востока.

Michal Feldman et al. // Late Pleistocene human genome suggests a local origin for the first farmers of central Anatolia // Nature Communications. 2019, volume 10, Article number: 1218 DOI: 10.1038/s41467-019-09209-7