Показан механизм нейропротективного действия ниацина

Ученые из США исследовали роль микроглиального рецептора ниацина (витамина В3) HCAR2 в патогенезе болезни Альцгеймера на мышиной модели. Они показали, что рецептор модулирует защитный микроглиальный ответ. Терапия ниацином улучшает память у модельных мышей.

Диета с высоким содержанием витамина В3 (ниацина) ассоциирована со снижением риска развития болезни Альцгеймера (БА) и улучшением когнитивных функций. Ниацин — высокоаффинный лиганд рецептора HCAR2 (GPR109A). Этот рецептор экспрессируется микроглией мозга, особенно интенсивно — при бета-амилоидной патологии.

Исследователи из Университета Индианы (США) на мышиной модели БА показали, как рецептор HCAR2 влияет на патогенез заболевания. Ученые активировали и выключали рецептор — смотрели, как это повлияет на организм мыши.

Нокаут Hcar2 в мышиной модели БА изменил реакцию микроглии на накопление амилоидов: снизилась пролиферация ткани, иммунный ответ и фагоцитоз. В норме все эти процессы контролируют накопление амилоидов. В конце концов амилоидная нагрузка возросла, это привело к потере нейронов и когнитивному дефициту. Когнитивные способности и память мышей с дефицитом Hcar2 проверили в Y-образном лабиринте: в отличие от мышей Hcar2+/+, они справлялись с поведенческими задачами хуже.

Во второй части эксперимента ученые активировали рецептор HCAR2 препаратом Niaspan, одобренным FDA. Он содержит ниацин и обычно применяется для снижения уровня холестерина. Животным в возрасте пяти месяцев, у которых уже начались проблемы с памятью, давали лекарство перорально в течение 30 дней в дозировке 100 мг/кг. Память мышей улучшилась, а в мозге уменьшилось количество амилоидных бляшек и дистрофия нейронов. В то же время введение препарата здоровым мышам не оказывало никакого эффекта на когнитивные функции.

Для того, чтобы убедиться, что Niaspan воздействует именно через рецептор HCAR2, ученые вводили препарат мышам с нокаутом гена Hcar2. В этом случае у животных не наблюдалось никаких изменений, лечение не работало. То есть HCAR2 необходим для реакции микроглии на амилоидную патологию.

Авторы говорят о том, что рецептор ниацина HCAR2 может стать целью терапии болезни Альцгеймера. Сейчас они сотрудничают с Джаредом Брошем, доцентом клинической неврологии, который подает заявку на пилотное клиническое исследование воздействия ниацина на человеческий мозг