Предложена новая мишень для терапии болезни Паркинсона

Ученые из США идентифицировали фермент LIPE, который может стать мишенью для низкомолекулярной терапии болезни Паркинсона. Они показали на клетках, что генетическое и фармакологическое ингибирование фермента приводит к уменьшению количества телец Леви. Эффективность подхода подтвердили на нематодах. Ранее эта же группа ученых исследовала другой фермент, ингибиторы которого сейчас проходят клинические испытания.

Для нормального функционирования нервной системы очень важен гомеостаз липидов: мозг на 60% состоит из липидов, и их метаболизм находится под жестким контролем. Известно, что в патогенезе болезни Паркинсона важную роль играет белок альфа-синуклеин (αS), активно экспрессируемый в клетках мозга. Избыточное накопление свободных жирных кислот само по себе токсично для клеток мозга, а αS способен патологически взаимодействовать с мембранными фосфолипидами и нарушать липидный гомеостаз. Чрезмерная экспрессия αS приводит к образованию и накоплению липидных телец в цитозоле нейронов. Такие изменения в содержании и распределении липидов связаны с токсичностью αS, нейродегенерацией и нарушением проницаемости мембран.

Систематический анализ выявил роль липидов как общего фактора среди многочисленных патологических процессов, связанных с болезнью Паркинсона. На основании этих данных была обнаружена новая мишень для терапии болезни Паркинсона — стеароил-КоА-десатураза (stearoyl-CoA desaturase, SCD) — фермент, участвующий в метаболизме жирных кислот (катализирует лимитирующую стадию образования мононенасыщенных жирных кислот). Сейчас проводятся клинические исследования ингибитора этого фермента.

В данной работе эта же исследовательская группа выявила новую мишень для лечения болезни Паркинсона. Фермент триацилглицероллипаза (triacylglycerol lipase, LIPE) регулирует содержание жирных кислот, включенных в фосфолипиды клеточной мембраны. Авторы предположили, что патологическое взаимодействие αS с фосфолипидами мембраны может быть важным предметом исследования при разработке низкомолекулярных препаратов для лечения болезни Паркинсона.

Исследование провели на культурах клеток головного мозга человека с избыточной экспрессией αS. Посредством РНК-интерференции ученые снизили экспрессию гена, кодирующего LIPE. Нокдаун привел к снижению количества агрегатов αS (телец Леви) на 40% по сравнению с контролем.

Также ученые ингибировали LIPE фармакологически. Сначала они провели скрининг ингибиторов липаз, из которых наиболее выраженную дозозависимую эффективность показал орлистат, но у него слишком широкий терапевтический профиль. Так что далее были исследованы селективные ингибиторы различных липаз, среди которых были 13g и BAY — они продемонстрировали результат, аналогичный нокдауну гена LIPE.

На нематодах Caenorhabditis elegans авторы также продемонстрировали снижение дофаминергической нейродегенерации методом РНК-интерференции.

Результаты генетического и фармакологического ингибирования LIPE свидетельствуют о том, что снижение уровня ненасыщенных жирных кислот путем замедления липазо-опосредованного процесса деградации липидов может стать базой для новых терапевтических стратегий в лечении болезни Паркинсона. Это особенно важно, если учитывать, что лечение ингибиторами ранее выявленной терапевтической мишени SCD в долгосрочной перспективе приводит ко вторичному избытку свободных жирных кислот.

Fanning S., et al. Lipase regulation of cellular fatty acid homeostasis as a Parkinson’s disease therapeutic strategy. // npj Parkinson's Disease, 8,74 (2022). DOI: 10.1038/s41531-022-00335-6