Происхождение фатьяновской культуры палеогенетики связали с миграцией с Украины

Исследование 29 древних геномов с запада России и одного генома из Эстонии показало, что популяция фатьяновской культуры (бронзовый век, 2 900–2 050 гг. до н. э.) возникла из смешения европейских земледельцев и степных скотоводов. Наиболее вероятным источником миграции на запад России авторы считают регион Украины.

Расположение точек сбора образцов и предположительное направление миграции предшественников фатьяновцев.

Credit: Lehti Saag, et al., 2021; DOI:  10.1126/sciadv.abd6535 | CC BY-NC 4.0

Древнее население западной части России до сих пор было недостаточно изучено методами палеогенетики, хотя эта территория была заселена еще в конце палеолита – начале мезолита, а в неолите и бронзовом веке здесь сменялись популяции разных археологических культур. Древние геномы из этого региона исследованы в работе эстонских и российских специалистов, опубликованной в журнале Science Advances. Главные авторы статьи представляют Эстонский биоцентр и Институт геномики Тартуского университета.

В работе исследованы геномы 30 древних индивидов. Среди них 3 охотника-собирателя (от 10 800 до 4 250 гг. до н. э.) и 26 представителей фатьяновской культуры бронзового века (2 900–2 050 гг. до н. э.) с запада России, а также один представитель культуры шнуровой керамики (КШК) из Эстонии (2 850–2 500 гг. до н. э.).

Культура шнуровой керамики (она же культура боевых топоров) — важнейшая археологическая культура медного и бронзового веков (3 200–2 300 до н. э.), распространившаяся на огромной территории Центральной и Восточной Европы; с ней связывают происхождение народов индоевропейской языковой семьи. Фатьяновская культура, названная по могильнику у деревни Фатьяново в Ярославской области, считается локальным вариантом культуры шнуровой керамики (КШК) на ее восточном крае.

Извлеченную из ткани зубов ДНК ученые секвенировали с использованием метода дробовика (shotgun) с покрытием от 0,01х до 5х. Прежде всего они оценили разнообразие гаплогрупп по митохондриальной ДНК и Y-хромосоме. Митохондриальная ДНК самого древнего из трех охотников-собирателей с запада России принадлежала к гаплогруппе U4, типичной для европейских охотников-собирателей, двух других — к менее распространенным линиям Т2 и К1. Y-хромосомы относились к линиям R1a5 и Q1, обе ранее находили у восточноевропейских охотников-собирателей. Аутосомные данные этих трех индивидов сравнили с другими древними геномами с помощью метода главных компонент и ADMIXTURE (определение состава предковых популяций). Оба метода показали, что три охотника-собирателя с запада России группируются с восточноевропейскими охотниками-собирателями (EHG).

Что касается фатьяновцев, то их митоходриальные и Y-хромосомные гаплогруппы совпали с теми, что ранее были найдены в группах людей КШК в разных частях Европы. Интересно, что все Y-хромосомы у тех мужчин, у которых их удалось определить, принадлежали к гаплогруппе R1a, но при этом не к той субветви, которая сегодня часто встречается в Европе, а к той, которая распространена в Центральной и Южной Азии.

По результатам анализа главных компонент фатьяновцы группируются вместе с индивидом КШК из Эстонии и занимают промежуточное положение между ранними европейскими земледельцами и степными кочевниками ( ямной и схожей с ней культур). Ученые приходят к выводу, что в геноме фатьяновцев произошло смешение компонентов европейских земледельцев со степным компонентом. Моделирование представило геном фатьяновцев как 65–70% компонента ямной культуры и 30–35% компонента культуры шаровидных амфор; другой вариант — смешение у фатьяновцев в тех же пропорциях компонентов ямной культуры и трипольской культуры. Так или иначе, время генетического смешения авторы оценили в рамках от 3 100 до 2 900 лет до н. э.

Рассуждая о том, откуда мигрировали предки фатьяновцев, авторы считают наиболее вероятными источниками миграции популяцию культуры шаровидных амфор на территории Украины и Польши либо популяцию трипольской культуры на Украине. На западе России, куда переместились эти группы, они смешались и с популяцией волосовской культуры охотников-собирателей, которая проживала здесь в неолите.

Наконец, ученые проанализировали некоторые аллели, связанные с фенотипическими чертами. Они выяснили, что охотники-собиратели с запада России, вероятно, были брюнетами с карими глазами и промежуточным или темным оттенком кожи. Около трети фатьяновцев имели голубые глаза и светлые волосы. Аллель толерантности к лактозе отсутствовал у охотников-собирателей, а у фатьяновцев его частота составляла 17%. В дальнейшем частота этого аллеля увеличивалась и на востоке Балтики в поздней бронзе составляла 40%. В то же время снижалась частота аллеля, который обеспечивает высокий уровень холестерина в плазме крови: от 90% у охотников-собирателей до 45% в населении поздней бронзы.

Lehti Saag, et al. // Genetic ancestry changes in Stone to Bronze Age transition in the East European plain. // Science Advances 20 Jan 2021: Vol. 7, no. 4, eabd6535; DOI: 10.1126/sciadv.abd6535