Происхождение первых межвидовых гибридов животных подтверждено анализом ДНК

Похожие на ослов животные, известные под названием кунга, которых в древности разводили и высоко ценили на Ближнем и Среднем Востоке, были потомством ослиц и диких сирийских куланов. Это показали исследования ДНК из захоронений раннего бронзового века на территории современной Сирии. Кунга — первые животные, полученные человеком с помощью гибридизации.

Вверху — фрагмент «Военной панели» Штандарта из Ура, выставленного в Британском музее в Лондоне: в колесницы запряжены, очевидно, кунга. (Фото: Тьерри Гранж). Внизу — раскопки в Умма эль-Мара и Гёбекли-Тепе | Пресс-релиз

К третьему тысячелетию до нашей эры на Ближнем и Среднем Востоке лошади не были распространены, их место в хозяйстве человека занимали ослы и их родственники. На месопотамских табличках с клинописью содержатся сведения о некоем домашнем животном, близком к лошади, которое получило название кунга. Эти животные считались очень ценными и стоили в шесть раз дороже ослов. Мелкие самцы кунга, а также самки использовались земледельцами, крупных самцов запрягали в экипажи вельмож. Работа международного коллектива, опубликованная в Science Advances, показала, что кунга являются межвидовыми гибридами осла и вымершего сирийского кулана. Таким образом, это одно из первых животных, полученных человеком с помощью межвидовой гибридизации. Мулы, гибриды лошади и осла, появились позже.

Авторы исследования работали с останками кунга, найденными в 2006 году в захоронениях раннего бронзового века в Умма эль-Мара (Сирия). В них находили свое последние пристанище умершие представители знати города Туба. Мужчин и женщин хоронили вместе с керамическими изделиями, оружием из бронзы и другими предметами роскоши. На территории того же комплекса захоронений отдельно от людей были погребены некоторые животные, в их числе 25 похожих на лошадей непарнокопытных. Археологи предположили, что это и были кунга.

По строению скелета представители семейства лошадиных, жившие примерно 4500 лет назад, существенно отличались и от лошадей, и от ослов. По размерам они были близки к куланам, хотя по ряду признаков отличались и от них. Клинописные таблички той эпохи сообщают, что кунга —сильные и быстрые животные, потомство двух разных видов непарнокопытных. Не уточняется, что это были за виды и было ли полученное потомство бесплодным. Некоторые ученые даже настаивали на том, что кунга не гибриды, а прирученные куланы.

Чтобы разобраться в их видовой принадлежности, авторы исследования выделили из скелетов древнюю ДНК и собрали геномные последовательности животных. Кроме того, ученые получили геномные последовательности для вымершего сирийского кулана, жившего приблизительно 11 тысяч лет назад на территории современной Турции (Гёбекли-Тепе), и двух последних представителей этого вида. Сейчас сирийских куланов не осталось ни в природе, ни в неволе, они вымерли в ХХ веке.

Генетический материал в костных останках сильно разрушился за тысячи лет в пустыне. Команда использовала высокочувствительные методы ПЦР, позволяющие получать большое количество перекрывающихся продуктов, и шотган-секвенирование (Illumina). Были проанализированы таксономически информативные области родительских маркеров — митохондриальной ДГК и Y-хромосомы, а также ядерная ДНК из останков.

Сопоставление полученных последовательностей с геномами шести современных лошадей, шести домашних ослов, трех монгольских куланов, двух тибетских куланов (киангов) и одного персидского кулана позволило ученым заключить, что похожие на ослов животные, захороненные на территории погребального комплекса, представляют собой гибриды первого поколения от скрещивания самки осла и самца сирийского кулана. Результат подтвердил и анализ главных компонент, и ADMIXTURE, и другие методы.

Сирийский кулан был известен не только силой и быстротой, но и редкостно злобным характером. Гибридное потомство оказалось более ручным и более крупным, чем отцы (высота древнего сирийского кулана в холке — всего около метра). Очевидно, кунга были бесплодными: куланов для размножения приходилось отлавливать в природе.

E. Andrew Bennett et al. The genetic identity of the earliest human-made hybrid animals, the kungas of Syro-Mesopotamia // Science Advances, 2022, Vol 8, Issue 2, DOI: 10.1126/sciadv.abm0218