Проведен анализ геномов европейцев и африканцев из Делавэра XVII–XVIII века

В раннеколониальном британском поселении на атлантическом побережье Северной Америки были захоронены по соседству люди европейского и африканского происхождения. Ученые нашли родственников как среди белых членов группы, так и среди африканцев. Исследование ДНК дополнило представления историков о социальном устройстве американских поселений периода ранней британской колонизации на рубеже XVII и XVIII вв.

Палеогенетики из Коннектикутского университета и нескольких других американских университетов изучили геномы 11 человек, захороненных на территории археологического памятника Эйвериз -Рест в штате Делавэр. Известно, что в 1675–1725 гг. на этой земле проживал капитан Джон Эйвери, который с семьей приехал из соседней британской колонии в Мэриленде. При раскопках здесь были найдены две группы могил, расположенных по соседству; в «южной» группе были захоронены восемь человек, в «северной» группе — трое. Ранее ученые уже исследовали их мтДНК и выяснили, что по материнской линии бóльшая группа состоит из людей европейского происхождения, а члены меньшей группы имеют африканское происхождение. Новая статья о геномах 11 индивидов из Эйвериз-Рест опубликована в Current Biology.

Палеогенетики изучили ядерную ДНК этих 11 человек, которую удалось прочитать с низким покрытием (от 0,17Х до 0,64Х), и проанализировали SNP на панели Affymetrix Human Origins. Метод анализа главных компонент подтвердил выводы, сделанные по мтДНК. Восемь человек из «южной» группы, в том числе один ребенок, оказались генетически близки к популяциям Северо-Западной Европы, в особенности к населению Великобритании и Франции. Три человека из «северной» группы», среди них также один ребенок, продемонстрировали генетическую близость к африканским популяциям, причем разных регионов. Один индивид группировался с населением Западной Африки, другой — с населением запада Центральной Африки, а третьего (ребенка) не удалось связать ни с одним регионом. Возможно, это связано с недостаточной представленностью африканских геномов в базе данных.

Для исследования возможного межконтинентального генетического смешения у людей из Эйвери Рест авторы применили метод ADMIXTURE и не нашли признаков смешения европейского и африканского компонентов ни в одном геноме.

Генетическое определение пола показало, что среди 11 человек были две женщины, обе из европейской группы. Оба ребенка, африканского и европейского происхождения, оказались мальчиками. Все восемь человек из европейской группы имели митохондриальные гаплогруппы, характерные для Западной Европы (H, J, U, T и W). У двух женщин и мальчика мтДНК принадлежала к одной гаплогруппе (H1af1a), что говорит о родстве по материнской линии. Учитывая возраст женщин, определенный по скелетам, вероятно, это бабушка, мать и сын. Три человека африканского происхождения имели разные гаплогруппы мтДНК (L0a1a2, L3d2 и L3e3b), характерные для различных регионов Африки.

Y-хромосомы мужчин из европейской группы принадлежали к гаплогруппам, которые достигают высокой частоты в Северной Европе (I1), в Западной и Восточной Европе (I2) и в Западной Европе (R1b1a). Родственников среди них не нашлось. В африканской группе все имели гаплогруппу E1b1a, которая часта в Западной, Центральной и Южной Африке. Один мужчина и мальчик состояли в близком родстве, вероятно, это отец и сын.

Полученные генетические данные говорят о структуре раннеколониальных британских поселений XVII века на среднеатлантическом побережье Северной Америки. По-видимому, неродственные между собой мужчины и немногочисленные родственники принадлежали к одной социальной группе; люди европейского происхождения использовали труд африканских рабов. Судя по отдельным захоронениям, в обществе существовала расовая сегрегация, однако «белых» и «черных» еще не хоронили на разных кладбищах — две группы могил были расположены по соседству.

При остеологическом анализе у одного индивида африканского происхождения обнаружены повреждения костей черепа, указывающие на насильственную смерть. Это тот самый мужчина, чей сын был захоронен здесь же, очевидно, его смерть наступила вслед за смертью отца. Примечательно, что отец и сын похоронены вместе — чаще рабовладельцы разлучали родителей с детьми. Отец происходит с запада Центральной Африки, что согласуется с историческими данными об источниках работорговли. Поскольку для сына не удалось найти генетически близкие популяции, его мать, по-видимому, происходила из другого региона Африки.

Как миграции из Европы и Африки сформировали население Америки