Разделение фаз в мембранах дрожжей зависит от температуры культивирования

В стационарной фазе роста мембрана вакуоли дрожжей формирует зоны, или домены с разным составом. Новое исследование показало, что этот процесс происходит за счет разделения фаз и зависит от температуры, при которой растут дрожжи, и состава мембраны.

Luther Davis/Alexey Merz/University of Washington | Пресс-релиз

Рост дрожжей в культуре сопровождается перестройками мембран вакуолей. Цикл начинается со стадии быстрого роста, который замедляется, когда глюкоза в среде истощается. На этой стадии мембраны вакуолей остаются целыми, но разделяются на особые зоны, или домены с разным составом и размером около микрона. Эти домены необходимы для выживания дрожжевых клеток, поскольку они играют роль в перегруппировках мембранных белков, которые участвуют в сигнальном пути TORC1. В недавнем исследовании американских ученых, опубликованном в PNAS, сообщается, что разделения мембран вакуолей на домены представляет собой фазовый переход, в значительной мере зависящий от температуры.

Ученые наблюдали за поведением вакуолей, сшив мембранный белок Vph1 с зеленым флуоресцентным белком (GFP). Авторы показали, что домены формируются при культивировании, но процесс обратим, и домены исчезают при строго определенной температуре Tmix. Так, при температуре культивирования 30°C Tmix составляет 47±0,4°C . Это свидетельствует о физиологической значимости фазового перехода. Более того, Tmix линейно зависит от температуры культивирования, она всегда примерно на 15°C выше.

Формирование доменов после перехода к новой температуре культивирования занимает больше часа. Клетки культивировали при одной температуре, потом нагрели до Tmix . Через час домены так и не появились, даже когда температура была подходящей для дрожжей. Примечательно, что на стадии логарифмического роста культуры мембраны вакуолей не образуют домены даже при резком скачке температуры в сторону более низкой (от 30°C до 5°C).

Склонность мембран вакуолей к фазовому переходу с образованием доменов зависит от содержания эргостерола: чем его доля в мембране ниже, тем легче мембраны образуют домены. Обработка дрожжевых клеток в логарифмической фазе роста метил-β-циклодекстрином, который понижает содержание эргостерола в мембранах, привела к тому, что домены появились в 40% клеток.

Авторы исследования отмечают, что клеточные механизмы, влияющие на фазовый переход в мембранах вакуолей, остаются неизвестными. Предположительно, клетки регулируют состав мембран.

Chantelle L. Leveille, et al. Yeast cells actively tune their membranes to phase separate at temperatures that scale with growth temperatures // PNAS, Published January 25, 2022 119 (4), e2116007119, DOI: 10.1073/pnas.2116007119