Регенерирующие нейроны нематоды изолировали с помощью фемтосекундного лазера

Секвенирование РНК единичных клеток — перспективный метод исследования молекулярных механизмов регенерации нейронов. Однако изолировать нейроны Caenorhabditis elegans без повреждений довольно сложно. Исследователи из США предложили метод фемтосекундной лазерной микродиссекции, который успешно решает эту задачу.

Нейроны Caenorhabditis elegans

Регенерация нервной ткани — привлекательная тема исследований, а популярный модельный объект — нематода Caenorhabditis elegans. Этот модельный организм отличается простым устройством нервной системы: взрослая гермафродитная особь (у C. elegans два пола — самцы и гермафродиты) имеет всего 302 нейрона. А прозрачное тело червя позволяет наблюдать за регенерацией аксонов с помощью флуоресцентного микроскопа.

Влияние тех или иных генов на регенерацию нервной системы нематоды исследуется путем получения мутантных особей. Понимание механизмов регенерации может улучшить РНК-секвенирование единичных нейронов, но нейроны со специфическими регенеративными фенотипами довольно сложно изолировать и при этом не вызвать повреждения или деградации.

Исследователи из США предложили для этого метод фемтосекундной лазерной микродиссекции (fs-LM) — вырезание клеток непосредственно из живой ткани с микрометровой точностью. В качестве показателя структурной целостности клетки использовали цитоплазматический зеленый флуоресцентный белок GFP (собирали только клетки, которые сохраняли уровень флуоресцентного сигнала). Удалось успешно выделить нейроны с флуоресцентной меткой даже из головного ганглия. Но немеченые клетки с характерным фенотипом, в том числе редкие, метод также позволяет изолировать.

Авторы убедились, что вырезание сомы (тела) нейрона с помощью fs-LM обеспечивает чувствительное и специфическое профилирование экспрессии генов методом секвенирования РНК единичных клеток (scRNA-seq). При этом по сравнению с другими методами изоляции клеток, например FACS, смягчаются транскрипционные артефакты, связанные со стрессом, который вызывается диссоциацией ткани. Метод также улучшает воспроизводимость секвенирования РНК и облегчает профилирование динамики транскрипции.

Так, scRNA-seq регенерирующих нейронов, изолированных fs-LM, обнаружила программы транскрипции, которые коррелируют с успешной регенераций у нематод дикого типа и с неудачной — у нематод с нокаутом гена dlk-1.

Чтобы исследовать индивидуальную изменчивость клеток, авторы выделили одиночные регенерирующие нейроны, принадлежащие к одному типу, но отличающиеся по скорости отрастания аксонов, и нашли генные модули с паттернами экспрессии, которые коррелировали со скоростью роста.

Таким образом, fs-LM — перспективный метод выделения отдельных клеток. Среди минусов авторы упоминают высокую трудоемкость и низкую пропускную способность, что делает метод более подходящим для прецизионных и ориентированных на фенотип исследований. Пропускная способность может быть увеличена с помощью автоматизации.

Zhao, P., et al. Femtosecond laser microdissection for isolation of regenerating C. elegans neurons for single-cell RNA sequencing // Nature Methods. 2023. DOI:  10.1038/s41592-023-01804-3