Рецептор KIR3DL3 оказался потенциальной контрольной точкой иммунитета

Ученые из США и Австралии охарактеризовали рецептор KIR3DL3 из семейства KIR-рецепторов. В отличие от остальных представителей семейства, он располагается не на NK-клетках, как считалось ранее, а на γδ и CD8+ T-лимфоцитах, причем преимущественно в легких и пищеварительном тракте. Этот маркер уникальной популяции иммунных клеток служит их важным регулятором, и авторы полагают, что он может стать ценной мишенью для терапии ингибиторами контрольных точек иммунитета.

KIR-рецепторы (killer cell immunoglobulin-like receptors) — это семейство рецепторов, экспрессируемых NK-клетками и распознающих HLA I класса в качестве лиганда. Они могут регулировать цитотоксическую и воспалительную активность NK-клеток и некоторых T-клеток. Существует 13 функционально отличающихся вариантов KIR, среди которых KIR3DL3 выделяется тем, что его ген консервативен и представлен у каждого человека в разнообразных популяциях. При этом KIR3DL3 — наиболее генетически разнообразный ген этой группы, содержащий полиморфные участки. KIR3DL3 распознает белок HHLA2 в качестве лиганда и тем самым может ингибировать цитотоксичность NK-клеток. Однако паттерны экспрессии и иммунологическая роль данного рецептора остаются не до конца изученными. Исследователи из университета Колорадо совместно с коллегами из университета Монаша охарактеризовали локализацию данного рецептора и особенности его функционирования.

Для определения уровня транскрипции KIR3DL3 в тканях организма авторы проанализировали данные различных экспериментов по секвенированию РНК, доступные в национальном центре биотехнологической информации. Они обнаружили мРНК этого рецептора в моноцитах периферической крови, в тканях органов дыхания, пищеварения и в лимфоидной ткани.

Дальнейший анализ проводился с помощью многопараметрической спектральной проточной цитометрии. Авторы окрасили KIR3DL3 антителами и выяснили, что рецептор экспрессируется преимущественно в легких и ЖКТ, в меньшей степени в периферической крови и тимусе.

Ученые также идентифицировали клетки, на которых экспрессировался рецептор. Ими оказались не NK-клетки, а γδ и CD8+ T-лимфоциты. Комбинированный анализ маркеров CD27 и CD45RA (маркеры наивных клеток) на поверхности Т-клеток, а также анализ коэкспрессии CCR7 и CD62L, CD56 и других маркеров совместно с транскриптомикой единичных клеток показал, что KIR3DL3+ T-клетки периферической крови гипофункциональны и имеют фенотип активированных переходных клеток памяти.

Затем ученые оценили транскрипционный профиль KIR3DL3+ T-клеток. Выяснилось, что экспрессия была повышена в первую очередь у тех генов, которые индуцировались Т-клеточным рецептором (TCR). Также авторы работы продемонстрировали способность KIR3DL3 ингибировать TCR-сигналинг. Они провели in vitro анализ мобилизации кальция на линии γδ TCR+ клеток Jurkat, экспрессирующих KIR3DL3. Его результаты указывают на то, что связывание KIR3DL3 значимо ослабляет активацию TCR.

То, что рецептор KIR3DL3 напрямую распознает HHLA2 в качестве лиганда, исследователи обнаружили при рекомбинантной экспрессии обеих молекул и проведении поверхностного плазмонного резонанса. Это подтвердилось в опытах с использованием репортерной системы Jurkat-NFAT (nuclear factor of activated T-cells), стабильно экспрессирующих KIR3DL3.

Протестировав на линии клеток NKL, как природные варианты KIR3DL3 отличаются друг от друга экспрессией или особенностями функционирования, исследователи обнаружили, что существующие в природе замены в последовательности KIR3DL3 не влияли на связывание с лигандом. Вместе с тем выяснилось, что определенные полиморфизмы могут изменять экспрессию этого гена. Например, замена серина в положении 86 на пролин существенно снижала количество KIR3DL3 на поверхности клеток.

В конечном счете результаты исследования указывают на то, что KIR3DL3 — маркер уникальной популяции иммунных клеток. Его экспрессия повышается при стимуляции TCR, причем ее уровень может различаться в зависимости от конкретного генетического варианта (это потенциально объясняет некоторые различия в иммунном ответе у разных людей).

Таким образом, авторам работы удалось идентифицировать и охарактеризовать KIR3DL3 как новую контрольную точку иммунитета. Его дальнейшее изучение может способствовать разработке более эффективной терапии для таких заболеваний, как рак легких и кишечника, а также некоторых аутоиммунных состояний.

Описана новая группа NK-клеток — тканерезидентные NK