Описана новая группа NK-клеток — тканерезидентные NK

Ученые из Австралии и США показали, что при цитомегаловирусной инфекции у мышей в слюнных железах формируется особая популяция тканерезидентных долгоживущих NK-клеток со свойствами клеток памяти. Тканерезидентные NK-клетки обладают и другими чертами клеток адаптивного иммунитета, в частности, они могут препятствовать чрезмерной активности иммунной системы.

Лимфоидные клетки врожденного иммунитета обладают рядом свойств клеток адаптивного иммунитета, в частности, способностью к формированию иммунологической памяти. Такая способность есть и у NK-клеток, однако до недавнего времени оставалось неясным, могут ли NK-клетки в условиях инфекции привлекаться в нелимфоидные ткани и оставаться в них на долгое время, становясь тканерезидентными клетками памяти. Авторы нового исследования, опубликованного в Immunity, на примере мышей с цитомегаловирусной инфекцией показали, что в их слюнных железах формируется популяция долгоживущих тканерезидентных NK-клеток, способных к формированию иммунологической памяти.

У мышей при цитомегаловирусной инфекции страдают преимущественно легкие и слюнные железы, причем в последних и происходит размножение вируса. Авторы изучили состав иммунных клеток слюнных желез здоровых мышей и установили, что в слюнных железах присутствует особая популяция NK-клеток (исследователи ее обозначили как sgNK, от salivary glands). Она отличается от классических NK-клеток отсутствием экспрессии рецептора CD49b. При инфицировании цитомегаловирусом количество этих NK-клеток остается постоянным, хотя общее количество NK-клеток в слюнных железах увеличивается: в течение хронической инфекции NK-клетки из кровотока прибывают в слюнные железы, после чего остаются в них на долгое время. В зависимости от стадии инфекции динамика популяции таких клеток включает этапы экспансии, сокращения численности и персистенции, которых не наблюдалось у клеток sgNK.

Ученые предположили, что NK-клетки, прибывающие в ткани во время инфекции, могут быть аналогами T-клеток памяти, которые локализуются в нелимфоидных тканях, и потому способны к формированию иммунологической памяти. Они исследовали профили экспрессии генов в NK-клетках, персистирующих после цитомегаловирусной инфекции, с помощью секвенирования РНК единичных клеток. Оказалось, что среди них есть кластер клеток, экспрессирующих маркеры тканерезидентных клеток, в том числе тканерезидентных клеток памяти. В то же время эти клетки лишены маркеров адаптивных NK-клеток, которые выявляются в кровотоке при цитомегаловирусной инфекции, и по транскрипционному профилю они ближе к недавно описанной популяции адаптивных NK-клеток, локализованных в легких человека. Авторы работы предложили называть новую группу NK-клеток тканерезидентными клетками памяти (NKRM).

Дальнейшие исследования показали, что для формирования популяции NKRM необходима экспрессия хемокинового рецептора CX3CR1 на NK-клетках, а также воспалительное окружение в ткани. Чтобы оценить, какова физиологическая роль NKRM, ученые произвели у мышей лимфодеплецию (снижение общего количества лимфоцитов) в такой момент, чтобы ранние NK-опосредованные реакции на инфицирование цитомегаловирусом не пострадали, но формирование NKRM уже стало невозможным. Было продемонстрировано, что NKRM защищают слюнные железы от разрушений, вызванных активностью иммунной системы, в частности, убивая CD4+ T-лимфоциты посредством TRAIL (лиганда рецепторов клеточной смерти). Таким образом, можно сказать, что, хотя NKRM действительно во многом схожи с тканерезидентными T-клетками памяти, их функцией является регуляция активности иммунитета.

Описан фенотип естественных киллеров, участвующих в адаптивном иммунном ответе