Риск развития шизофрении связан с нейрогенезом

Команда ученых из Великобритании показала, что выключение гена DLG2 в эмбриональных стволовых клетках нарушает работу генов, отвечающих за дифференциацию стволовых клеток в нейроны. Многие из этих генов ассоциированы с шизофренией и другими психическими расстройствами.

Экспрессия некоторых генов в дифференцирующихся нейронах дикого типа и нокаутных по DLG2.

Credit: Sanders, B., D’Andrea, D., Collins, M.O. et al., Nature Communications, 2022; DOI:  10.1038/s41467-021-27601-0 | CC BY 4.0

Шизофрения — это психическое расстройство с высокой степенью наследуемости. С шизофренией ассоциированы разнообразные генетические вариации, от распространенных однонуклеотидных полиморфизмов до редких мутаций. Ранее было показано, что эти вариации влияют на экспрессию генов в головном мозге на ранних этапах формирования нервной системы.

Авторы новой работы сосредоточились на мутациях в единичных генах, предположительно участвующих в регуляции развития человеческого мозга. Особое их внимание привлек ген DLG2. В предыдущих исследованиях были идентифицированы множественные независимые делеции в этом гене у пациентов с шизофренией и расстройствами аутистического спектра (РАС). Матричная РНК DLG2 регистрируется у эмбрионов человека уже на восьмой неделе и обнаруживается на всех стадиях дифференцировки in vitro от эмбриональных стволовых клеток до кортикальных проекционных нейронов. Продукт DLG2 — белок, участвующий в образовании комплексов NMDA-рецепторов, принимающих участие в регуляции различных форм синаптической пластичности.

Исследователи нокаутировали ген DLG2 в линии эмбриональных стволовых клеток человека с помощью системы CRISPR-Cas9. В течение 60 дней клетки DLG2-/- и клетки дикого типа дифференцировали до зрелых возбуждающих нейронов коры, регистрируя изменение их фенотипа и сравнивая экспрессию генов в двух линиях. Затем наборы генов, экспрессия которых в клетках DLG2-/- отличалась от таковой в клетках дикого типа, проанализировали на наличие мутаций, повышающих риски возникновения шизофрении и других психических расстройств. При анализе ученые опирались на данные актуальных GWAS.

По результатам анализа и результатам дополнительных экспериментов in vitro ученые сделали вывод, что выключение DLG2 приводит к нарушению регуляции генов, контролирующих морфологию, движение и электрическую активность будущих кортикальных нейронов. Среди этих генов оказалось много таких, которые ранее были ассоциированы с шизофренией и другими серьезными психическими заболеваниями с ранним началом, например, расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Интересно, что с нарушением регуляции этих генов также связывают биполярное аффективное и большое депрессивное расстройства, которые проявляются в более зрелом возрасте. Риск их возникновения до сих пор не связывали с внутриутробными нарушениями развития нервной ткани.

По мнению авторов, некоторые биологические пути, впервые включенные в пренатальный период, могут оставаться активными и в более позднем возрасте, приводя к нарушению функции как развивающегося, так и зрелого мозга.

Sanders, B., D’Andrea, D., Collins, M.O. et al. Transcriptional programs regulating neuronal differentiation are disrupted in DLG2 knockout human embryonic stem cells and enriched for schizophrenia and related disorders risk variants. // Nature Communications 13, 27 (2022). DOI: 10.1038/s41467-021-27601-0