Субпопуляция микроглиальных клеток подавляет развитие ОКР

Среди клеток микроглии найдена популяция, имеющая иное происхождение, нежели основная масса микроглиальных клеток. Предшественники такой микроглии экспрессируют фактор транскрипции Hoxb8, а нарушение его функциональности в Hoxb8-клетках микроглии приводит к появлению симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

pathdoc | Shutterstock.com

Ранее считалось, что микроглия представляет собой однородную популяцию клеток, однако последние данные показывают, что она включает в себя две различающиеся происхождением субпопуляции. Исследования, проведённые на мышах, позволили обнаружить неканонически развивающуюся субпопуляцию клеток микроглии, которая составляет примерно треть от общего объёма клеток. Предшественники этих клеток экспрессируют транскрипционный фактор Hoxb8, играющий в данном случае важную роль в подавлении развития обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и тревожного расстройства.

Аналогом симптомов ОКР у мышей является овергруминг — активная навязчивая чистка шерсти, в тяжёлых случаях приводящая к облысению. Опыты на генетически модифицированных мышах с нокаутом Hoxb8 продемонстрировали, что его активность важна для подавления симптомов ОКР. Мыши, нокаутные по гену Hoxb8, теряли больше шерсти по причине овергруминга, причём этот эффект был намного сильнее выражен у самок, чем у самцов. Дальнейшие эксперименты, посвящённые роли Hoxb8 в развитии тревожности и ОКР, а также связи этих расстройств с полом, подтвердили необходимость наличия функционального Hoxb8: нокаутные мыши демонстрировали высокий уровень тревожности в лабиринте, и эффект нокаута был сравним с воздействием анксиогенного пептида урокортина. Уровень кортизола в крови и реакция зрачков также согласовались с полученными результатами, а степень выраженности реакции по-прежнему была выше у самок.

Для изучения влияния половых гормонов на проявление симптомов ОКР либо тревожного расстройства при дефектном Hoxb8 самкам мышей искусственно снизили уровень женских половых гормонов: медикаментозной обработкой (мыши в этой группе получали триостан, блокирующий один из ферментов синтеза стероидных гормонов) либо овариэктомией. В обоих случаях уровень тревожности или овергруминг оказался на том же уровне, что и у самцов соответствующего возраста.

На основании того, что Hoxb8-микроглия — это единственная субпопуляция клеток головного мозга, развивающаяся из экспрессирующих Hoxb8 предшественников, учёные предположили непосредственную роль данной микроглиальной популяции в развитии ОКР. Это предположение подтвердилось. Искусственное нарушение работы клеток Hoxb8-микроглии привело к тем же симптомам, что и нокаут Hoxb8.

Обнаружение клеток мозга, в норме отвечающих за подавление развития ОКР, имеет большое значение для дальнейшего исследования природы этого расстройства и поиска новых способов терапии.

«Нельзя сказать, что мы нашли способ лечения людей от тревожного расстройства, однако мы сконструировали платформу для разработки новых препаратов против тревожности», — пишет Трэнкнер, первый автор статьи.

Tränkner et al. // A Microglia Sublineage Protects from Sex-Linked Anxiety Symptoms and Obsessive Compulsion // Cell Reports 29, 791–799 October 22, 2019; DOI: 10.1016/j.celrep.2019.09.045