Судьба стволовых клеток зависит от возраста митохондрий

Стволовые клетки при делении образуют такие же стволовые клетки или дифференцированные клетки определенной ткани. Механизм, благодаря которому определяется роль дочерних клеток, объяснили ученые из Хельсинкского университета. Оказалось, что функция дочерних клеток зависит от возраста унаследованных митохондрий и от различий в их белковом и липидном составах.

Когда стволовые клетки делятся, они дают начало либо клеткам ткани, в которой находятся, либо новым стволовым клеткам. Исследователи из Хельсинкского университета изучали регуляцию этого процесса на эпителиальных стволовых клетках молочной железы человека. Ранее эта же команда ученых показала, что в некоторых случаях судьба дочерних клеток зависит от распределения митохондрий во время деления.

При делении клеток митохондрии распределяются не случайно: одна клетка наследует в основном старые митохондрии, а другая — молодые. Потомки, которые наследуют старые митохондрии, дифференцируются. А клетки, которые получают молодые митохондрии, остаются стволовыми.

В новой работе авторы провели протеомный анализ и обнаружили, что старые и молодые митохондрии различаются по белковому составу — в старых митохондриях оказалось больше белков дыхательной цепи переноса электронов. Из-за этого метаболические процессы в старых и молодых митохондриях протекают неодинаково.

«Включение генов, играющих главную роль в функционировании клеток, определяет их идентичность, но метаболизм, по-видимому, является самым первым фактором, определяющим судьбы клеток», — говорит Пекка Катайисто, соавтор работы и доцент Хельсинкского института естественных наук Хельсинкского университета.

В частности, в молодых митохондриях содержится мало железосерного белка Риске комплекса III дыхательной цепи митохондрий. Из-за этого в них преобладает альтернативный путь окисления глюкозы — пентозофосфатный, а не стандартный гликолиз. Благодаря этому дочерняя клетка остается стволовой.

В зрелых митохондриях этого белка достаточно, поэтому в клетках, куда они попадают, электрон-транспортная цепь работает лучше. Такие клетки дифференцируются.

«Когда мы ограничили клеточное дыхание, уменьшив количество белка, которого много в старых митохондриях, дочерние клетки фактически остались самообновляющимися стволовыми клетками», — отмечает соавтор исследования Джулия Говениус из Хельсинкского университета.

Кроме белков авторы анализировали также липидный состав изолированных органелл. В старых митохондриях было больше ключевого митохондриального фосфолипида — кардиолипина, в то время как в целом фосфолипидный состав молодых и старых митохондрий был схожим. Внутренняя мембрана митохондрий примерно на 20% состоит из кардиолипина, он необходим для сборки и функционирования электрон-транспортной цепи.

Точно так же мембранный потенциал в старых митохондриях был выше, чем в молодых.

Чтобы проанализировать активность митохондриального окислительного фосфорилирования, ученые измерили синтез супероксида во время цитокинеза. В дочерних клетках, которые унаследовали большинство старых митохондрий, активность была значительно выше.

Таким образом, авторы подтвердили как функциональные различия митохондрий разного возраста, так и факт, что именно эти различия объясняют, почему одни клетки дифференцируются, а другие — нет.

Новая работа — часть фундаментального исследования, важного для разработки новых способов стимулирования регенерации тканей.

Döhla J., et al. Metabolic determination of cell fate through selective inheritance of mitochondria // Nature Cell Biology, published February 14, 2022, DOI: 10.1038/s41556-021-00837-0