Терапию для лечения фиброламеллярной карциномы подобрали на мышиных ксенотрансплантатах

Фиброламеллярная карцинома — редкая разновидность рака печени, от которого в настоящее время не существует лекарства с подтвержденной эффективностью. Единственным действенным способом лечения остается хирургическое вмешательство. Ученые из США выявили несколько кандидатов на роль такого лекарства с помощью мышиных ксенотрансплантатов. Также показали, что скрининг на клетках опухоли пациента позволяет подобрать персонифицированную схему лечения за несколько дней.

Фиброламеллярные опухолевые клетки

Laboratory of Cellular Biophysics at The Rockefeller University | Пресс-релиз

Фиброламеллярная карцинома встречается с частотой один случай на пять миллионов человек и в основном поражает детей и людей молодого возраста. Во всех изученных случаях у пациентов обнаруживали делецию, которая приводила к слиянию участков двух генов и образованию химерного белка DNAJB1–PRKACA с киназной активностью. Фиброламеллярная карцинома классифицируется как разновидность гепатоцеллюлярной карциномы. Однако для фиброламеллярной карциномы на данный момент не существует лекарства с подтвержденной эффективностью.

Ученые из США провели скрининг порядка 5000 лекарств, применяемых в клинике при лечении других заболеваний или находящихся в клинических испытаниях. Несколько лекарств показали хорошую эффективность на мышиных ксенотрансплантатах. Наиболее эффективными были напабукасин, а также ингибиторы эпигенетических модуляторов, топоизомеразы 1 и антиапоптотических белков.

Тестирование лекарств на ксенотрансплантатах — достаточно популярный метод, однако он требует выращивания ткани пациента в мыши в течение нескольких месяцев. Опухолевая ткань успешно приживается в 30–35% случаев. Авторы исследования разработали метод скрининга непосредственно на опухолевых клетках пациента. Он позволяет в течение нескольких дней после взятия ткани у пациента выявить эффективные лекарства для конкретного пациента, а также проверить, будет ли эффективным комплексное лечение из нескольких препаратов. Точность метода при этом близка к тестированию на ксенотрансплантатах. Это шаг в сторону развития персонифицированной, или прецизионной, медицины.

Lalazar G., et al. // Identification of Novel Therapeutic Targets for Fibrolamellar Carcinoma Using Patient Derived Xenografts and Direct from Patient Screening // Cancer Discovery, June 14 2021, DOI:  10.1158/2159-8290.CD-20-0872