Трансплантация при хронической болезни почек замедляет биологическое старение пациентов

Хронические заболевания почек увеличивают биологический возраст организма и приводят к преждевременному старению. Один из показателей биологического возраста — это эпигенетические маркеры. Согласно результатам исследования, опубликованного в Journal of Internal Medicine, трансплантация почки способна замедлить «тиканье» эпигенетических часов и предотвратить раннее старение пациента, тогда как гемодиализ не дает такого эффекта.

Journal of Internal Medicine (2023). DOI:  10.1111/joim.13724 | CC BY

Давно известно, что процессы старения у каждого человека протекают неодинаково, поэтому хронологический возраст — это достаточно условная единица. В контексте возраста в биологии нередко используется такое понятие, как эпигенетические часы — набор эпигенетических маркеров, позволяющий определить биологический возраст клеток, тканей и органов. В настоящее время существуют различные виды эпигенетических часов, основанных, как правило, на анализе метилирования ДНК — часы Хорварта или Ханнума, а также более современные PhenoAge.

Эпигенетические изменения, ведущие к преждевременному старению организма, могут быть вызваны многими заболеваниями. Одно из таких заболеваний — это хроническая болезнь почек (ХБП). Уже было показано, что среди прочих патологий именно заболевания почек сильнее всего повышают биологический возраст. Самый эффективный метод лечения ХБП — это трансплантация почки. Однако она доступна не всем, поэтому многие пациенты долгое время вынуждены находиться на диализе. Ученые из Каролинского института задались вопросом: может ли трансплантация почки или диализ замедлить биологическое старение? Чтобы это выяснить, они оценили биологический возраст пациентов с ХБП, используя три подхода: расчет фенотипического возраста (PA — phenotypic age), автофлуоресценция кожи (SAF — skin autofluorescence) и анализ метилирования ДНК (DNAm). Оценку метилирования исследователи проводили с помощью часов Хорварта, Ханнума и PhenoAge.

В исследовании приняли участие 333 человека: 78 участников были здоровы и вошли в контрольную группу, у остальных была диагностирована ХБП разной степени тяжести. Фенотипический возраст пациентов авторы работы рассчитали с учетом хронологического возраста и показателей крови, таких как альбумин, глюкоза, креатинин, С-реактивный белок и некоторых других. Исследование показало, что фенотипический возраст у людей с тяжелой степенью ХБП был значительно выше, чем у остальных участников исследования. Высокие значение PA были ассоциированы с низкими значениями силы руки, альбумина, гемоглобина, СКФ, а также высокими значениями АД, триглицеридов, заболеваемостью сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Уровень смертности у пациентов с ХБП также был выше, чем в контрольной группе.

Показатель SAF измеряли с помощью считывателя автофлуоресценции во время забора крови у пациентов. Маркерами старения в таком анализе служат конечные продукты гликирования, накапливаемые в коже. Измеренные таким способом показатели биологического возраста тоже были очень высокими у пациентов с ХБП.

Однако ни PA, ни SAF не могут быть достаточно информативными для оценки биологического возраста пациентов. Результаты оказались недостаточно правдоподобными, а биологический возраст слишком велик. Предположительно это связано с тем, что повышение креатинина в крови приводит к увеличению показателей возраста на 65 лет. Эпигенетический анализ — более точный метод, и авторы работы провели исследование DNAm методами Ховарта, Ханнума и PhenoAge. Анализ показал, что у пациентов с ХБП, перенесших трансплантацию почки, происходит значительное замедление «тиканья» эпигенетических часов через год после операции. У пациентов, находящихся на диализе, такого эффекта не отмечалось. Кроме того, через год после трансплантации улучшались показатели функции почек (СКФ, креатинин и другие), в отличие от группы диализа.

В проведенном исследовании ученые сравнили различные варианты методов анализа биологического возраста. Они продемонстрировали, что наиболее эффективными в отношении расчета биологического возраста оказались эпигенетические часы. Важным обнаружением стало то, что трансплантация почки способна несколько замедлить старение организма, в то время как диализ этому не способствует. И хотя трансплантация доступна не всем пациентам, именно благодаря ей возможно продлить жизнь больных с ХБП. Исследователи надеются, что данные, полученные с помощью эпигенетических часов, помогут в разработке более эффективных подходов к лечению пациентов с заболеваниями почек.

ВИЧ ускоряет эпигенетическое старение