Цитокины HGF и CXCL13 предсказывают тяжесть COVID-19

Анализ иммунологических показателей в образцах крови пациентов, госпитализированных с COVID-19, выявил 13 биомаркеров, уровни которых были связаны с необходимостью интенсивной терапии. Два из них, HGF и CXCL13, наиболее точно предсказывали госпитализацию в ОИТ и смерть.

sudok1 | 123rf.com

Несколько исследовательских групп предполагают, что тяжесть COVID-19 является результатом чрезмерного иммунного ответа, приводящего к полиорганной недостаточности. Воспалительная реакция обусловлена массивным выбросом цитокинов и хемокинов. В новом исследовании ученые из Франции и Швейцарии искали иммуновоспалительные профили, ассоциированные с тяжестью COVID-19 и госпитализацией.

Ученые работали с когортой из 98 пациентов с положительным ПЦР-тестом на SARS-CoV-2, госпитализированных в больницу Университета Лозанны; 43 пациента были помещены в ОИТ. Образцы крови брали в день госпитализации. С помощью масс-цитометрии и мультиплексного иммуноанализа ученые определили в них более 170 иммунологических параметров, в том числе 49 маркеров воспаления — цитокинов, рецепторов цитокинов, хемокинов и факторов роста. Статистический анализ выявил 13 молекул, уровни которых различались у пациентов, госпитализированных в ОИТ, и тех, кому ОИТ не понадобилось. Наибольшую чувствительность и специфичность продемонстрировали HGF и CXCL13.

Полученные результаты валидировали на двух других когортах госпитализированных пациентов, включающих 62 (31 из них в ОИТ) и 47 (11 из них в ОИТ) индивидов. Повышенные уровни HGF и CXCL13 были связаны с риском госпитализации в ОИТ и смерти. При этом комбинация молекул обладала большей предсказательной силой, чем каждая молекула отдельно.

HGF — это фактор роста гепатоцитов, плейотропный цитокин, который обладает противовоспалительными свойствами. Он играет важнейшую роль в восстановлении легочной ткани за счет ингибирования апоптоза эпителиальных и эндотелиальных клеток. CXCL13 — провоспалительный хемокин, ассоциированный с фиброзом легких и регуляцией созревания B-клеток. Повышение уровня CXCL13 связано с плохим прогнозом при всех заболеваниях легких.

По мнению авторов, их работа пролила свет на ранние патофизиологические признаки, ассоциированные с COVID-19, и определила HGF и CXCL13 как критические биомаркеры госпитализации в ОИТ и смерти.

Perreau, M, et al. The cytokines HGF and CXCL13 predict the severity and the mortality in COVID-19 patients. Nature Communications, 12, 4888 2021; DOI: 10.1038/s41467-021-25191-5