У детей и молодых людей, выживших после химиотерапии, активнее вырабатывается маркер старения

Ученые из Северной Каролины выяснили, что у молодых людей, прошедших химиотерапию в детском возрасте, повышен уровень экспрессии белка, связанного с клеточным старением. Особенно выражены изменения экспрессии у пациентов с ослабленным здоровьем.

Sasi Ponchaisang | 123rf.com

Многие дети и молодые люди, выжившие после рака, рано теряют физическую работоспособность, сталкиваются с ухудшением когнитивных функций и ранним появлением хронических заболеваний. Также у них повышается уровень экспрессии ингибитора циклин-зависимой киназы p16INK4a —белка, замедляющего клеточный цикл. Известно, что уровень экспрессии p16INK4a в T-лимфоцитах периферической крови повышается при старении организма.

Исследователи из университета Северной Каролины предположили, что ускоренное старение после химиотерапии связано с повышенным уровнем экспрессии p16INK4a. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые провели исследование на когорте 60 молодых людей (17–29 лет на момент включения в исследование), выживших после химиотерапии; с окончания лечения прошло от 3 месяцев до 25 лет. В качестве контроля пригласили 29 человек из той же возрастной группы, здоровых или с другими заболеваниями. У девяти пациентов в возрасте 1–18 лет с новыми случаями обнаружения рака (отдельная когорта) уровень экспрессии p16INK4a измеряли до и после химиотерапии.

У всех участников исследования взяли образцы периферической крови. Из CD3+ T-лимфоцитов выделяли РНК и анализировали уровень экспрессии p16INK4a с помощью количественной ПЦР с обратной транскрипцией. Кроме того, участников оценили по критериям клинической «слабости», которые показывают, насколько у пациента снижены физиологические возможности: измеряется сила руки на динамометре, скорость ходьбы в обычном темпе, мышечная масса, степень истощения, уровень энергетических затрат (физической активности) в свободное время.

Действительно, уровень экспрессии p16INK4 у прошедших химиотерапию оказался выше, чем у контроля. Наблюдаемое повышение было аналогично старению на 25 лет, в соответствии с данными масштабного исследования тех же авторов, в котором экспрессию этого белка сопоставляли с возрастом. Более того, в организмах пациентов, выживших после более интенсивного лечения, вырабатывалось больше p16INK4a, чем у тех, кто прошел более мягкую терапию. Дексразоксан (препарат для снижения токсичности противоопухолевой терапии), назначенный во время лечения, относительно уменьшал уровень p16INK4a. У пациентов, отнесенным к клинически «слабым», показано меньшая экспрессии p16INK4a чем у «сильных», однако этот результат не был статистически значимым. У пациентов, у которых брали кровь и проводили ПЦР до и после химиотерапии, наблюдался значительный рост экспрессии p16INK4a.

По словам первого автора работы Эндрю Смитермана, оценка уровня p16INK4a как маркера старения может помочь в предсказании риска развития физиологических ухудшений, а возможно, и в поисках метода компенсации «старения», вызванного химиотерапией.

Smitherman A. B., et al. // Accelerated aging among childhood, adolescent, and young adult cancer survivors is evidenced by increased expression of p16INK4a and frailty. // Cancer, published online 24 August 2020. DOI: 10.1002/cncr.33112