У диких шимпанзе впервые выявили проказу

На территории Гвинеи-Бисау и Кот-д’Ивуара были найдены популяции шимпанзе с прогрессирующими повреждениями тканей, похожими на таковые у больных проказой людей. Анализ фекалий, а также некропсийных образцов показал, что причиной болезни была бактерия Mycobacterium leprae — возбудитель проказы у человека. Путь заражения остается неясным.

Tai Chimpanzee Project | Пресс-релиз

Люди считаются основными хозяевами бактерии Mycobacterium leprae — возбудителя проказы, или лепры. Также заражаются M. leprae девятипоясные броненосцы (Dasypus novemcinctus) в Америке и обыкновенные белки (Sciurus vulgaris) в Великобритании. Сообщалось и о случаях заболевания проказой среди приматов, находящихся в неволе. В новом исследовании, опубликованном в Nature, впервые сообщается о случаях заражения M. leprae среди диких шимпанзе.

Международная группа исследователей описала две популяции западноафриканских шимпанзе (Pan troglodytes verus), обитающие на территории национальных парков в Гвинее-Бисау и Кот-д’Ивуаре. В этих популяциях циркулирует инфекционное заболевание, по симптомам близкое к человеческой проказе. У больных животных наблюдаются специфические повреждения лица, конечностей и других частей тела, более того, степень их выраженности увеличивается со временем, что также сближает инфекцию шимпанзе с проказой человека. Как показал посмертный анализ тканей больных животных, а также анализ фекальных образцов, их организм действительно был поражен M. leprae.

В Кот-д’Ивуаре на территории национального парка Таи, где и были выявлены больные проказой шимпанзе, с 2000 года некропсия производилась на всех умерших шимпанзе. Ретроспективный анализ посмертных образцов показал, что M. leprae попала в популяцию шимпанзе примерно в 2002 году. Ретроспективный анализ фотографий шимпанзе показал, что животные с признаками проказы появились в популяции в 2009 году, следовательно, от заражения до появления клинической картины проказы прошло минимум семь лет. Длительный промежуток времени от заражения до первых симптомов характерен и для проказы человека.

Чтобы выяснить, насколько близки штаммы M. leprae, поражающие шимпанзе, к штаммам, инфицирующим человека, ученые секвенировали несколько геномов M. leprae от пациентов с проказой, живущих в Западной Африке, а также геномы M. leprae из тканей больных шимпанзе. В сравнительный анализ были также включены все ранее секвенированные геномы M. leprae. На основании полученных данных авторы работы восстановили филогенетическое дерево штаммов M. leprae. Оказалось, что штаммы, циркулирующие в популяциях шимпанзе в Гвинее-Бисау и Кот-д’Ивуаре, довольно далеки друг от друга.

Как M. leprae попала в популяции шимпанзе, остается неясным. Наиболее вероятная гипотеза —передача патогена от человека. Однако популяция из Гвинеи-Бисау никак не взаимодействует с человеком, по крайней мере, на данный момент. Хотя в Кот-д’Ивуаре были зафиксированы случаи передачи патогенов от человека животным, контакты шимпанзе с прокаженными и здесь вряд ли имели место в недавнем прошлом. Авторы полагают, что передача возбудителя проказы от человека к шимпанзе маловероятна, и, скорее всего, M. leprae попала к шимпанзе из некого природного резервуара. Экспериментально было показано, что M. leprae может размножаться в разных организмах, таких как членистоногие и амебы.

Hockings K.J., et al. Leprosy in wild chimpanzees. // Nature (2021), Published: October 13, 2021DOI: 10.1038/s41586-021-03968-4