У макак истощение Т-клеток не влияет на выработку антител или на тяжесть протекания COVID-19

Исследование американских ученых показало, у макак-резусов с истощением Т-клеток (CD4+, CD8+ или и тех, и других) антитела в ответ на заражение SARS-CoV-2 вырабатываются так же, как и у контрольных животных. Тяжесть протекания болезни у двух групп тоже не различалась. Тем не менее, у макак с дефицитом Т-хелперов не увеличивалось количество В-клеток после заражения.

sotnichenko | 123rf.com

Ученые из США исследовали роль Т-клеточного ответа в тяжести протекания COVID-19 и развитии иммунологической памяти, способствующей защите от повторной инфекции.

Известно, что у людей при тяжелом течении COVID-19 развивается Т-лимфопения (снижение количества Т-лимфоцитов в крови), однако неясно, является ли она предпосылкой к тяжелому течению болезни или его последствием. В поисках ответа на этот вопрос ученые использовали макак-резусов. При заражении SARS-CoV-2 эти животные болеют обычно с легкими или умеренными симптомами. Тяжелая форма болезни у них развивается крайне редко.

С помощью антител у макак истощали число Т-клеток. Исследователей прежде всего интересовали T-клетки CD4+ (Т-хелперы) и CD8+ (T-киллеры). Т-киллеры напрямую уничтожают патоген, а Т-хелперы запускают синтез некоторых цитокинов и активируют другие клетки иммунной системы, в частности, Т-киллеры и В-клетки, синтезирующие антитела. У части макак истощали CD4+ T-клетки, у других — CD8+, у третьих — оба типа клеток. Через неделю всех обезьян, в том числе контрольных, заражали вирусом SARS-CoV-2, исследовали развитие инфекции в течение шести недель, а затем повторно инфицировали их коронавирусом.

У макак с истощением Т-клеток наблюдали замедленный по сравнению с контрольной группой вывод вируса из организма. Так, у первой группы отрицательный ПЦР-тест получали через 21 день или позже, у контрольной — через две недели. Однако в обеих группах уровни антител после первичной и повторной инфекции не различались, как и средние величины пика вирусной нагрузки в назальных мазках и бронхоальвеолярных смывах. Также у всех обезьян заболевание проходило с легкими или умеренными симптомами.

В контрольной группе после инфицирования уровни Т-лимфоцитов и В-клеток в крови значительно возрастали. Но у животных с истощением T-клеток их дефицит сохранялся долгое время после инфекции. Кроме того, у животных с дефицитом Т-хелперов не увеличивалось количество В-клеток. Тем не менее, это не влияло на переключение классов антител (с IgM на IgG) или на динамику выработки IgG как при первичной, так и при повторной инфекции. Таким образом, Т-клетки не оказывали существенного влияния на формирование иммунологической памяти, отвечающей за быстрый антительный ответ при повторной инфекции.

Ведущий автор исследования доктор Ким Хасенкруг, сотрудник Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (США), предположил, что имеет место компенсация. Так, при истощении CD8+ T-клеток ученые наблюдали более сильные CD4+ T- или B-клеточные ответы у некоторых животных.

Ученые подчеркивают, что результаты этой работы ничего не говорят о роли Т-клеток в развитии долговременной иммунной памяти, и этот аспект требует дальнейших исследований.

Kim J. Hasenkrug, et al. // Recovery from Acute SARS-CoV-2 Infection and Development of Anamnestic Immune Responses in T Cell-Depleted Rhesus Macaques // ASM Journals, mBio, 27 July 2021 DOI: 10.1128/mBio.01503-21