COVID-19 снижает количество и функциональную активность Т-клеток

Медики показали, что коронавирусная инфекция истощает пул Т-лимфоцитов, особенно сильно — у пациентов в тяжелом состоянии. Они связывают это с цитокиновым штормом, поскольку количество Т-клеток негативно коррелирует с уровнем провоспалительных цитокинов.

Design_Cells | Shutterstock.com

У пациентов с COVID-19 снижается количество и функциональная активность Т-клеток, и это коррелирует с тяжестью их состояния, утверждают китайские специалисты, опубликовавшие статью в журнале Frontiers in Immunology. Они наблюдали за 522 пациентами в возрасте от 5 дней до 97 лет с подтвержденным COVID-19 и клинической картиной пневмонии, сравнивая их с контрольной группой из 40 человек. У 76% пациентов отмечалось уменьшение как общего количества Т-клеток, так и субпопуляций CD4+ и CD8+ лимфоцитов. Эта тенденция была более выраженной у пожилых пациентов, старше 60 лет. Среди тех, кто находился на интенсивной терапии, количество Т-клеток снижалось еще сильнее и наблюдалось у 95% пациентов.

Т-клетки обеспечивают клеточный иммунитет, роль которого особенно велика на ранних стадиях инфицирования, когда В-клетки еще не выработали антитела для гуморального иммунитета. Т-киллеры (CD8+) производят цитотоксические белки, такие как перфорины, гранзимы и интерферон–γ. Т-хелперы (CD4+) помогают Т-киллерам и В-клеткам организовать противовирусную защиту. Но длительная борьба с вирусом истощает Т-клетки. Такое предположение делалось и раньше, но теперь медики получили его подтверждение у пациентов с COVID-19.

Исследователи показали, что при развитии болезни не только падает количество Т-клеток, но и снижается их функциональная активность. На их поверхности появляются ингибирующие белки, такие как PD-1 и Tim-3, которые служат маркерами ослабления активности Т-клеток. Такое функциональное истощение Т-клеток ранее было описано при некоторых других инфекциях и раке.

Т-клетки не экспрессируют АСE2 рецептор, который SARS-CoV-2 использует для вхождения в клетку, а значит, вирус не может их инфицировать и убивать непосредственно. Исследователи показали, что истощение Т-клеток связано с цитокиновым штормом, который развивается в тяжелых случаях COVID-19. Это гиперреакция иммунной системы, выражающаяся в усиленном производстве провоспалительных цитокинов, которая поражает клетки организма и может привести к острому респираторному дистресс-синдрому или полиорганной недостаточности.

Оказалось, что снижение количества Т-клеток коррелирует с уровнем провоспалительных цитокинов в плазме крови, особенно с содержанием фактора некроза опухоли α (TNF-α) и интерлейкинов IL-6 и IL-10. По-видимому, именно провоспалительные цитокины поражают Т-клетки, например TNF-α вызывает их апоптоз. Для этого он связывается с рецептором TNFR1, который в большей степени экспрессируется в старых клетках. Это может быть причиной того, что количество Т-клеток снижается с возрастом.

Интересным вопросом остается источник производства провоспалительных цитокинов при COVID-19. Ранее считалось, что цитокины производятся Т-клетками, макрофагами и моноцитами. Но результаты данной работы показывают, что Т-клетки не могут в этом участвовать, раз они сами становятся жертвами цитокинов.

«Нам нужно обращать внимание на количество и активность Т-клеток не меньше, чем на состояние функции дыхания у пациентов, — считает ведущий автор работы Чэнь Юнвэнь из Третьего военного медицинского университета в Китае. — Важно, что пациентам с более низким уровнем Т-лимфоцитов требуется более раннее медицинское вмешательство».

Медики предполагают, что тоцилизумаб — моноклональное антитело к IL-6 рецептору — может быть эффективным не только против цитокинового шторма, но и против снижения пула Т-клеток. Есть предположения, что истощение Т-клеток могут предотвращать антивирусные препараты, такие как ремдесивир. Однако все это нуждается в подтверждении рандомизированными исследованиями.

Еще о Т-хелперах при SARS-CoV-2 на PCR.news