У плодовых мушек экспрессия генов, связанных со старением, зависит от микробиома

Ученые из США обнаружили, что аксенические, то есть лишенные микробиома, плодовые мушки Drosophila melanogaster живут дольше, чем обычные мушки. При рассмотрении экспрессии генов, традиционно ассоциированных со старением, оказалось, что у аксенических мушек экспрессия 70% генов не изменялась с возрастом, в отличие от мушек, росших в нормальных условиях. В их число входили гены врожденного иммунитета и ответа на стресс.

Кишечник плодовой мушки

Giniger lab NIH/NINDS | Пресс-релиз

Микробиом влияет на разные аспекты жизни животных, в том числе на старение. Аксенические, то есть лишенные микробиома, нематоды Caenorhabditis elegans живут почти в два раза дольше животных дикого типа. Американские ученые из Национальных институтов здравоохранения обнаружили, что у плодовые мушки Drosophila melanogaster, лишенные микробиома, живут в среднем 63,9 дней, а в обычных условиях — 57,5 дней. У человека эквивалентный скачок в продолжительности жизни составлял бы 20 лет.

Авторы работы также провели анализ экспрессии генов, традиционно ассоциированных со старением, у аксенических плодовых мушек и у мушек с обычным микробиомом. Оказалось, что у аксенических мушек экспрессия приблизительно 70% генов не изменялась с возрастом, в отличие от мушек, росших в нормальных условиях. В эти 70% входили гены устойчивости к различным видам стресса, экспрессия которых обычно снижается с возрастом, и гены врожденного иммунитета, экспрессия которых растет по мере старения. Авторы исследования сделали вывод, что экспрессия генов врожденного иммунитета, устойчивости к стрессам и части метаболических процессов зависит от микробиома.

Ученые исключили гены, экспрессия которых различается у аксенических и обычных мушек, и пересчитали скорости старения с учетом транскриптомных биомаркеров, общих для двух групп. Пересчет показал, что соотношение расчетного возраста к хронологическому у мух без микробиома умеренно снизилось по сравнению с обычными мухами.

Далее исследователи сопоставили данные по возрастным изменениям экспрессии генов с физиологическими показателями. Так, ученые оценивали устойчивость к перекиси водорода (то есть окислительному стрессу) у нормальных и аксенических насекомых в возрасте десять, 30 и 45 дней. Оказалось, что аксенические мушки в возрасте десять и 45 дней переживали окислительный стресс гораздо лучше, чем их ровесники с обычным микробиомом, а мушки в возрасте 30 дней из обеих групп обладали примерно одинаковой устойчивостью к этому виду стресса. Кроме того, десяти- и тридцатидневные аксенические мушки лучше переносили инфекцию патогенной бактерией Erwinia carotovora subsp. carotovora. В то же время у насекомых, лишенных микробиома, возрастные изменения циркадных ритмов оказались более выражены, чем у обычных мушек.

Авторы работы отмечают, что у обычных и аксенических плодовых мушек в возрасте 30 дней практически нет различий в экспрессии генов старения. Вероятно, именно в этом возрасте мушки с нормальным микробиомом наиболее адаптированы к жизни, поскольку им не требуется дополнительная экспрессия генов устойчивости к стрессу или генов, отвечающих за работу врожденного иммунитета. Ученые также считают, что обнаруженные закономерности останутся верными и для других животных.

Arvind Kumar Shukla, et al. // Common features of aging fail to occur in Drosophila raised without a bacterial microbiome // iScience, 2021, published June 08, 2021, DOI: 10.1016/j.isci.2021.102703