У трети онкобольных есть врожденные патогенные мутации

В ходе ретроспективного когортного исследования было показано, что тестирование здоровых клеток пациентов с раком на патогенные варианты зародышевой линии выявляет клинически значимые мутации, пропущенные при секвенировании ДНК опухоли. Применение обоих методов анализа дает более полную генетическую картину заболевания.

Katarzyna BiaÅ‚asiewicz | 123rf.com

Ученые из компании Invitae с коллабораторами проверили клиническую эффективность выявления мутаций зародышевой линии после секвенирования ДНК опухолевых клеток для пациентов с различными типами рака.

Тестирование на мутации зародышевой линии проводится для выявления в здоровых клетках генетических вариантов, потенциально увеличивающих риск рака. Как правило, такой анализ назначают пациентам с предположительно наследственной природой заболевания. Секвенирование опухолевых образцов же проводят пациентам на поздней стадии болезни. Оба метода позволяют подобрать наиболее подходящую к конкретному случаю терапию, при этом рекомендации, основанные на результатах этих анализов, могут различаться.

В ретроспективное исследование Invitae были включены 2 023 пациента, 53,6% из них женщины. На момент исследования участники лечились от онкологического заболевания либо имели его в анамнезе. Медианный возраст постановки диагноза для когорты составил 56 лет (0–92 года). Тестирование на генетические варианты, ассоциированные с предрасположенностью к раку, в зародышевой линии участники прошли в период между 5 января 2015 года и 31 января 2020 года. До этого всем участникам было проведено секвенирование опухоли. Причины, по которым было назначено тестирование на мутации зародышевой линий, разнообразны: семейная история болезней, решение на основе результатов секвенирования опухоли, личное мнение пациента.

Патогенные варианты зародышевой линии, ассоциированные с повышенным риском онкологических заболеваний, обнаружились у 30,5% пациентов. Большинство из них, в том числе варианты генов BRCA1, BRCA2, MLH1, MSH2, MSH6 и PMS2, были клинически значимы. Около 8% патогенных вариантов зародышевой линии не были обнаружены при секвенировании опухоли. Они были упущены в основном из-за ограничений метода секвенирования опухоли и различий в подходах к интерпретации результатов секвенирования.

Для 11,2% пациентов клинически значимые варианты зародышевой линии были обнаружены только после второго онкодиагноза, не связанного с первым. Вероятно, в этих случаях развитие болезни можно было предотвратить своевременным специфическим скринингом.

По словам одного из авторов исследования и главного медицинского специалиста Invitae Роберта Нуссбаума, одного секвенирования опухоли недостаточно для того, чтобы создать полную генетическую картину, необходимую для подбора лечения онкозаболевания. Данное исследование дает основания для дальнейшей интеграции тестирования на мутации зародышевой линии в рутинную практику лечения онкобольных.

Lincoln SE, et al. // Yield and Utility of Germline Testing Following Tumor Sequencing in Patients With Cancer. // JAMA Network Open. 2020;3(10):e2019452, published October 7, 2020; DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.19452