Ученые выяснили, как вирус Эболы убивает Т-лимфоциты

Исследование на клеточной культуре показало, что при инфицировании Т-клетки вирусом Эбола не происходит активной репликации новых вирионов внутри клетки. Вместо этого развивается стресс эндоплазматического ретикулума, который приводит к смерти клетки по пути аутофагии.

jaddingt | Shutterstock.com

В исследовании, проведенном специалистами Техасского университета, впервые описано действие вируса Эболы на Т-лимфоциты человека, лежащее в основе его патогенности. Инфекция, вызываемая вирусом Эбола, — одна из самых летальных из всех известных на сегодняшний день. Этот вирус чрезвычайно быстро выводит из строя иммунную систему, блокируя способность организма к сопротивлению. У больных развивается лимфопения — катастрофическое снижение Т-лимфоцитов в крови. Механизм этого явления до сих пор не был раскрыт, но известно, что степень лимфопении коррелирует с вероятностью смертельного исхода.

«У людей, которые выживают после заражения вирусом Эболы, организм оказывается способным восстановить количество Т-клеток, если же оно остается низким, это почти всегда кончается смертью, — комментирует руководитель исследования Александр Букреев, профессор патологии, микробиологии и иммунологии Медицинского отделения Техасского университета в Галвестоне. — Проблема в том, что мы не понимаем, как возникает это иссякание Т-лимфоцитов, и на этот вопрос мы попытались ответить».

На культуре CD4+Т-клеток ученые показали, как вирус Эболы прикрепляется к клетке: при этом он взаимодействует с поверхностным белком Tim-1. После попадания внутрь клетки вирус производит свою РНК и белки для репликации. Но при этом не происходит активного образования новых вирионов, которые бы выходили наружу и заражали другие клетки — на языке вирусологов, на происходит продуктивной инфекции.  Этим Т-лимфоциты отличаются от других модельных клеток – клеток гепатокарциномы Huh7, в которых, как показали ученые, вирус Эбола активно размножается. Что же касается Т-клеток, то  в них действует некий фактор, подавляющий размножение вируса, — cellular restriction factor; его природу еще предстоит разгадать. Инфицированные Т-лимфоциты какое-то время даже способны к пролиферации, но затем они начинают разрушаться по механизму аутофагии.

Ученые показали, что в инфицированных Т-клетках развивается стресс эндоплазматического ретикулума (ЭПР стресс); он выражается в нарушении конформационного созревания (фолдинга) белков внутри клеточной системы трубочек, полостей и канальцев. Именно этот процесс в результате приводит к аутофагии клеток. Ведущий к нему сигнальный путь включает взаимодействие фосфатидилсерина с белком Tim-1. Этот тип поражения клеток вирусом называют абортивной инфекцией — клетки хозяина уничтожаются без образования новых вирионов.

«С учетом этой новой информации мы планируем подробно исследовать роль этих процессов в вызванной вирусом Эболы клеточной смерти лимфоцитов, в подавлении иммунитета и общем течении болезни», — говорит Александр Букреев.

Интересно, что индуктором аутофагии клетки может выступать тот самый белок GP эболавируса, который используется в качестве антигена во всех кандидатных вакцинах. Авторы замечают, что с этим могут быть связаны побочные эффекты вакцин.

Younan P., et al. // Ebola virus-mediated T-lymphocyte depletion is the result of an abortive infection // PLoS Pathogens, 2019;15 (10):e1008068. DOI: 10.1371/journal.ppat.1008068