Универсальное антитело нейтрализует четыре новых штамма коронавируса

Ученые выявили моноклональное антитело против S-белка SARS-CoV-2, индуцированное мРНК-вакциной и нейтрализующее пять штаммов вируса, в том числе и дельту. Антитело, подобное этому, обнаружилось как у привитых, так и переболевших людей из разных стран. При этом мутации, позволяющие коронавирусу уклониться от этого антитела, встречаются крайне редко.

Eraxion | 123rf.com

Ученые из США оценили способность моноклональных антител к S-белку SARS-CoV-2, индуцированных мРНК-вакциной, нейтрализовать штаммы альфа, бета, гамма и дельта.

S-белок SARS-CoV-2 обеспечивает проникновение вируса в клетку человека, а потому именно он служит основной мишенью нейтрализующих антител после COVID-19 и выполняет роль антигена в вакцинах. Существующие вакцины разработаны на основе исходного уханьского штамма SARS-CoV-2. Последние исследования показывают, что эффективность нейтрализации новых штаммов вируса с мутациями в S-белке in vitro сыворотками переболевших и привитых заметно снижена.

В предыдущей работе та же команда описала активность B-клеток из герминативного центра в подмышечных лимфоузлах пациентов, получивших две дозы мРНК-вакцины BNT162b2 (Pfizer/BioNTech), и создала панель моноклональных антител, соответствующих набору S-специфичных B-клеток. Большинство этих антител нацелены на рецепторсвязывающий домен (RBD) S-белка. В новой работе эти антитела проверяли на способность узнавать и нейтрализовать новые штаммы SARS-CoV-2.

Из пула моноклональных антител (mAb) были выбраны 13 вариантов, активно связывающих штамм SARS-CoV-2 WA1/2020 D614G (далее — D614G). Эти антитела проверили на связывание с рекомбинантными RBD новых штаммов вируса: альфа (B.1.1.7), бета (B.1.351), гамма (B.1.1.28) и дельта (B.1.617.2) с помощью ИФА. Для определения нейтрализующей активности против всех пяти штаммов использовали FRNT.

Пять из тринадцати mAb нейтрализовали штаммы D614G и дельта, три из этих пяти также работали против штамма альфа и только одно mAb, названное авторами 2C08, нейтрализовало все четыре новых штамма. В дополнительных экспериментах 2C08 также нейтрализовало штаммы B.1.429 (один из вариантов эпсилон), B.1.222 и B.1.1.298, что подтвердило его относительную универсальность.

Протективность 2C08 против штаммов D614G, бета и дельта проверяли на хомячках. Хомячки, которым вводили 2C08 до заражения, не теряли вес после инфекции, а, напротив, начинали его набирать через три дня. Кроме этого, у хомячков, зараженных штаммами D614G и дельта, вирусная нагрузка в легких снижалась в 10 000 раз и в 1000 раз — у хомячков, зараженных химерным вирусом с S-белком штамма бета, по сравнению с контрольной группой, не получившей антител.

Связывание антитела 2C08 с RBD охарактеризовали in vitro в экспериментах с химерным вирусом, несущим S-белок D614G. Клетки, обработанные 2C08 и зараженные вирусом, очищали и секвенировали гены S-белка. В белке обнаружилось шесть мутаций, связанных с уклонением от антитела: G476D, G476S, G485D, F486P, F486V и N487D. Мутации располагались на участке связывания RBD с клеточным рецептором ACE2. Это доказывает, что антитело 2C08 связывается именно с этим участком. Скрининг последовательностей SARS-CoV-2 из базы GISAID показал, что четыре из этих шести мутаций циркулируют в популяции, но частота их меньше 0,008%. Анализ публичных баз клонотипов B-клеток выявил антитела, подобные 2C08, как у привитых, так и у переболевших индивидов.

«Это антитело не уникально для человека, от которого мы его получили, — коментирует один из руководителей работы доктор Али Эллебеди, доцент кафедры патологии и иммунологии в Школе медицины Университета Вашингтона в Сент-Луисе. — Множество антител, нацеленных на этот участок, описаны в литературе; по крайней мере одно из них находится в стадии разработки в качестве терапии COVID-19. Подобные антитела были получены от людей, инфицированных в Италии и в Китае, и людей, вакцинированных в Нью-Йорке. Многие люди производят это антитело, и это здорово, потому что оно очень сильное и нейтрализует все варианты, которые мы тестировали».

Aaron Schmitz, et al. A vaccine-induced public antibody protects against SARS-CoV-2 and emerging variants. // Immunity, Available online 17 August 2021; DOI: 10.1016/j.immuni.2021.08.013