В грудном молоке выявлены три новых типа клеток

Лактоциты — самая обширная популяция клеток грудного молока. С помощью секвенирования РНК единичных клеток ученые выявили шесть субпопуляций лактоцитов, три из которых не были описаны ранее. Возможно, эти субпопуляции участвуют в формировании кишечного иммунитета младенца.

asawinklabma | 123rf.com

Женское грудное молоко — уникальная субстанция, способная регулировать работу органов и формировать пассивный иммунитет у новорожденных. Хорошо изучены питательные компоненты грудного молока и его бактериальная микрофлора, участвующая в формировании кишечной микробиоты младенцев. Однако материнским клеткам, присутствующим в грудном молоке, и их роли в развитии младенца уделяется недостаточно внимания. Между тем, их концентрация достигает 106 клеток/мл.

В новом исследовании, опубликованном в Science Advances, ученые из США проанализировали клетки грудного молока с помощью проточной цитометрии, ПЦР в реальном времени и секвенирования РНК единичных клеток. Они использовали свежесцеженное зрелое молоко и при обработке результатов учитывали состояние здоровья матери и ребенка. (Зрелым считается молоко, которое вырабатывается не ранее чем через четыре недели после родов.)

По результатам цитометрического исследований, наиболее распространенной популяцией клеток в составе грудного молока являются лактоциты — эпителиальные клетки, производящие молоко. Их доля составила около 93%. Процент иммунных клеток (макрофагов и T-лимфоцитов) обычно небольшой, однако во время болезни матери или ребенка он повышается до 36% и 63% соответственно; при особо тяжелых инфекциях — 94%.

Грудное молоко рассматривается как потенциальный источник стволовых клеток. Проточная цитометрия и ПЦР-анализ показали, что около 5% эпителиальных клеток экспрессируют маркеры стволовых клеток.

При помощи секвенирования РНК единичных клеток ученые выделили девять клеточных кластеров. Два из них объединяли иммунные клетки, один состоял и апоптотических клеток и шесть представляли собой субпопуляции лактоцитов, в том числе три субпопуляции, не идентифицированные ранее. Их обнаружение стало возможно благодаря тому, что в эксперименте использовали свежесцеженное молоко, тогда как предыдущие исследования с использованием этого метода проводились на замороженных образцах. В новых субпопуляциях наблюдалась повышенная экспрессия генов, ответственных за передачу сигналов материнской резистентности к инсулину, формированию кишечного иммунитета и слизистого барьера у младенцев.

По мнению авторов, дальнейшие исследования роли субпопуляций лактоцитов в жизнедеятельности больных и здоровых детей помогут в разработке новых подходов к терапии желудочно-кишечных и других младенческих заболеваний.

Ранее другая команда исследователей показала, что клеточный состав грудного молока меняется в течение лактационного периода.

Gleeson JP, et al. Profiling of mature-stage human breast milk cells identifies six unique lactocyte subpopulations. // Science Advances. 2022 Jul;8(26): eabm6865. DOI: 10.1126/sciadv.abm6865