Клеточный состав грудного молока меняется в течение лактационного периода

Ученые из США провели масштабное и длительное исследование клеточного состава человеческого грудного молока в период от 3 до 632 дней после родов. Они использовали РНК-секвенирование единичных клеток, полученных из грудного молока 15 матерей, и выделили десять основных типов клеток. Клеточный состав и экспрессия генов изменяются в течение лактационного периода и зависят от гормонального фона, болезней матери или ребенка, а также от образа жизни.

Изучение клеточного состава молочных желез человека при вскармливании затруднено, так как невозможно забрать биоптат из этой ткани, не повредив железу. Тем не менее, недавние исследования показали, что в грудном молоке содержится большое количество клеток, что открыло путь для неинвазивного анализа клеточного состава молочных желез.

Ученые из США провели масштабное исследование и проанализировали транксриптом более 48 000 клеток из грудного молока 15 женщин. Они применили РНК-секвенирование единичных клеток на разных стадиях грудного вскармливание от 3 до 632 дней после родов. Ученые также собирали информацию о состоянии здоровья и об изменении образа жизни доноров в течение лактационного периода.

В ходе анализа авторы обнаружили десять типов клеток — фибробласты, два типа эпителиальных клеток и семь типов иммунных, при этом большую часть иммунных клеток составляли макрофаги. Среди них превалировали противовоспалительные М2 макрофаги. По-видимому, они экспрессируют гены, которые обеспечивают толерантность молочных желез к белкам, содержащимся в грудном молоке. Другие иммунные клетки — Т-клетки, В-клетки, нейтрофилы и эозинофилы — содержались в очень небольших количествах, что не позволило более подробно изучить их субпопуляции.

Среди эпителиальных клеток (лактоцитов) было выделено два основных субкластера — LC1 и LC2. Первый тип составляли клетки, выполняющие механические функции и поддерживающие альвеолярные структуры молочных желез в период лактации. Другой субкластер — LC2 — и ассоциированные с ним более малочисленные субкластеры выполняют секреторную функцию. Они экспрессируют гены, кодирующие белки, такие как лактальбумин, а также транспортеры для секреции белков, микроэлементов, жиров и других компонентов грудного молока.

Ученые обнаружили, что в течение лактационного периода относительное количество лактоцитов, вовлеченных в секрецию (LC2), уменьшается, в то время как количество структурных лактоцитов (LC1) возрастает. В обоих субкластерах снижалась экспрессия генов, ассоциированных с синтезом компонентов молока. В ходе лактационного периода представители субкластеров приобретали большие различия — в то время как в структурных клеток снижалась экспрессия генов, кодирующих рецептор пролактина, в секреторных она повышалась.

Клеточный состав молочных желез зависел от внешних факторов, например, он менялся, когда ребенок шел в детский сад или мать начинала принимать противозачаточные средства. В обоих случаях повышалось количество LC1 клеток. Количество дендритных клеток иммунной системы снижалось при приеме противозачаточных средств матерью и при вакцинации ребенка.

Авторы планируют проводить дальнейшие исследования, которые позволят им выявить больше связей между клеточным составом грудного молока и факторами среды, а также более детально изучить, как изменяется грудное молоко в течение лактационного периода. Это важно для поддержки здоровья матери и ребенка в период грудного вскармливания, а также для установления критериев при донорстве молока.

Sarah K. Nyquist, et al. Cellular and transcriptional diversity over the course of human lactation // PNAS, Published April 4, 2022, DOI: 10.1073/pnas.2121720119