В хондроцитах динозавра из мелового периода обнаружили хроматин

Ученые из Китая окрасили хрящевые клетки динозавра рода каудиптерикс возрастом 125 миллионов лет и показали сохранившиеся ядра с остатками хроматина. Ранее считалось, что ДНК динозавров не могла сохраниться, однако новые данные указывают на обратное. Авторы надеются, что при помощи современных методов удастся выделить и секвенировать эту ДНК.

ZHENG Qiuyang | Пресс-релиз

В клетках вымерших животных ядра сохраняются достаточно редко, так как нуклеиновые кислоты быстро распадаются. Тем не менее в литературе уже были описаны ядра кайнозойских млекопитающих, сохранившихся в вечной мерзлоте, мезозойских динозавров, ископаемых растений и даже кластера клеток, которому больше 600 миллионов лет. В 2020 году ученые описали нитевидные хроматиновые структуры в останках «утконосого» динозавра Hypacrosaurus stebingeri возрастом 75 миллионов лет. Это был первый случай, когда исследователям удалось обнаружить превосходно сохранившиеся ядра в клетках позвоночных.

Группа ученых из Китая исследовала клетки (хондроциты) суставного хряща правого бедра динозавра рода каудиптерикс, найденного на северо-востоке Китая (биота Жэхэ, 133–120 миллионов лет назад). Окаменелость относятся к раннему меловому периоду, 125 миллионов лет назад.

Ли Чжихэн, доцент Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайская академия наук и один из авторов статьи, указывает на то, что окаменелости биоты Жэхэ особенно хорошо сохранились благодаря мелкому вулканическому пеплу, который «законсервировал» тела животных вплоть до клеточного уровня. Отличной сохранности материала также способствовала кальцификация тела животного.

Авторы декальцинировали хрящ, сделали гистологические срезы с последующим окрашиванием гематоксилином и эозином и применили современные методы микроскопии для их анализа. После окрашивания большая часть клеток осталась прозрачными. Тем не менее в нескольких клетках гематоксилин окрасил ядро, в котором были заметны более темные вытянутые структуры. Ученые предполагают, что они соответствуют конденсированному хроматину, расположенному в более бледной нуклеоплазме.

В исследуемом материале обнаружились как здоровые клетки, так клетки с большим количеством пор, предположительно умирающие. Это один из немногих случаев, когда в окаменелостях удалось выявить клетки, которые находились на разных этапах клеточного цикла в момент гибели организма.

По мнению авторов, они обнаружили следы ДНК в клетках динозавра, жившего около 125 миллионов лет назад. Но для проверки этого предположения требуются более точные методы, чем окрашивание гистологических срезов. В настоящее время ученым еще не удалось секвенировать ДНК динозавров. Однако новое исследование дает повод для надежды и поэтому имеет особое значение.

Xiaoting Zheng, et al., Nuclear preservation in the cartilage of the Jehol dinosaur Caudipteryx // Communication Biology 4, published online 24 September, 2021, DOI: 10.1038/s42003-021-02627-8