В мокроте пациентов с туберкулезом выявлена ДНК возбудителя лихорадки Ку

Ученые из Новосибирска с помощью ПЦР в реальном времени проверили мокроту пациентов с туберкулезом на нуклеиновые кислоты Coxiella burnetii — возбудителя лихорадки Ку. Тест оказался положительным в 10 случаях из 94. Возможно, пациенты заражались коксиеллой на фоне иммуносупрессии, связанной с туберкулезом.

Козы, овцы и крупный рогатый скот — основные переносчики лихорадки Ку человеку.

Credit: lincikas | 123rf.com

Лихорадка Ку (коксиеллёз) — это широко распространенное природно-очаговое заболевание, возбудителем которого является грамотрицательная бактерия Coxiella burnetii. Возбудитель распространяется среди животных вместе с укусами кровососущих членистоногих, а человек может заразиться при контакте с инфицированными животными, в том числе с домашними.

Компания «Вектор-Бест» разработала ПЦР-тест на коксиеллёз и рассказала о его применении на конференции «Молекулярная диагностика 2021». Спикер упомянул обнаружение ДНК C. burnetii в мокроте пациентов с туберкулезом. Разовые подобные находки описывались в литературе и ранее, но до сих пор массовые исследования коинфекции туберкулезной микобактерией и коксиеллой не проводились. Сотрудники «Вектор-Бест» решили восполнить этот пробел. Подробности их работы были недавно опубликованы в журнале «Клиническая лабораторная диагностика».

Ученые анализировали образцы мокроты от 94 пациентов с диагнозом «туберкулез легкого», поступивших в клинику Новосибирского НИИ туберкулеза. Диагноз был поставлен на основе рентгенологической картины, симптомов, результатов кожных проб, микроскопии и бактериологических исследований. В ННИИТ был также проведет ПЦР-тест на ДНК туберкулезных микобактерий, однако не во всех случаях он дал положительный результат.

ДНК C. burnetii искали с помощью экспериментального лабораторного теста на основе ПЦР-РВ, нацеленного на участок специфического мобильного элемента IS1111. Тест выдал положительный результат для 10 из 94 образцов (Ct 34–36). В качестве набора сравнения использовали зарегистрированный ПЦР-тест — с его помощью проверили три положительных образца из 10, и результат также оказался положительным.

Далее образцы, содержащие ДНК коксиеллы, использовали для секвенирования фрагментов трех генов: IS1111, 16S рРНК и белка теплового шока (htpB). Полученные последовательности IS1111 были схожи с таковыми в ДНК C. burnetii, выделенной из клинического материала, ветеринарных образцов и клещей в Сибири и Дальнем Востоке. По последовательности гена 16S рРНК коксиелла из образцов ННИИТ кластеризовалась со штаммами C. burnetii из Китая, Японии, Колумбии и других стран. Последовательность htpB была идентична аналогичной последовательности из полутора десятков штаммов, полученных в разных странах.

Авторы работы отмечают низкую концентрацию IS1111 в образцах, что говорит о низкой нагрузке возбудителя — от единичных бактерий до нескольких десятков на мл мокроты. Это может свидетельствовать о хронической лихорадке Ку, которая присоединилась к туберкулезу на фоне иммуносупрессии. Другое объяснения — потеря ДНК во время пробоподготовки. Она могла произойти из-за неадаптированного протокола: образцы обрабатывались реагентом, предназначенным в первую очередь для анализа мокроты от больных туберкулезом. Чтобы снять этот вопрос, необходимо тщательно проверить интактные образцы мокроты на C. burnetii с помощью разнообразных методов.

Туберкулёз и лихорадка Ку имеют схожие клинические проявления. По мнению авторов, это обстоятельство, а также распространенность ВИЧ-инфекции в Сибири и ДФО говорят о необходимости продолжения комплексных исследований. Выявление реального числа случаев коинфекции коксиеллой и туберкулезной микобактерией поможет оптимизировать диагностику и тактику лечения.

Источник

Бондаренко Е.И., Кудряшов А.В. и др. Выявление генетических маркеров возбудителя лихорадки ку в образцах мокроты от больных туберкулезом. // Клиническая лабораторная диагностика, Том: 67 Номер: 12 Год: 2022 Страницы: 729-738. DOI: 10.51620/0869-2084-2022-67-12-729-738

Добавить в избранное