Вакцина на основе дендритных клеток может улучшить результаты лечения рака молочной железы
В Онкологическом исследовательском центре Моффита (США) провели пилотное клиническое испытание вакцины из дендритных клеток, нацеленных на рецептор эпидермального фактора роста 2 (HER2), в качестве дополнения к неоадъювантной терапии рака молочной железы. В исследовании участвовало 30 пациенток с HER2-положительным, ER-отрицательным раком молочной железы. Вакцинация приводила к значительному увеличению инфильтрации иммунных клеток в опухолевую ткань и усилению иммунного ответа, что может способствовать более успешному лечению.

При развитии рака молочной железы ухудшается иммунное распознавание его ключевых антигенов, таких как рецептор эпидермального фактора роста 2 (HER2), из-за иммунного редактирования (изменения иммуногенности опухоли в ответ на атаку иммунных клеток) и иммуносупрессии. Однако некоторые опухоли вызывают приток Т-клеток; в этом случае прогноз более благоприятный, а ответ на предоперационную терапию эффективнее. Возникает вопрос, как изменить микроокружение иммунологически «холодных» опухолей, чтобы улучшить распознавание их антигенов. Для этого можно использовать «профессиональные» антигенпрезентирующие клетки, в частности, дендритные клетки типа 1 (DC1), обладающие способностью к перекрестной презентации антигенов и активации противоопухолевого ответа T-клеток.
Вакцины на основе DC1, нацеленных на HER2, ранее были получены из собственных дендритных клеток пациента, которые выделяли из крови и стимулировали в культуре иммуногенными пептидами HER2. Такие клеточные вакцины помогали преодолевать опухолевую иммуносупрессию и вызывали регрессию РМЖ на ранних стадиях. Эта работа проводилась в Пенсильванском университете под руководством Брайана Чернецки. Сейчас он аффилирован в Онкологическом исследовательском центре Моффита (Тампа, Флорида) и стал последним автором статьи, представляющей результаты пилотного клинического исследования DC1 вакцины против HER2. В этом небольшом исследовании ее применяли вместе со стандартной неоадъювантной терапией у женщин с РМЖ II-III стадии, положительным по HER2 и отрицательным по рецептору эстрогена (ER- HER2+).
В исследование было включено 30 пациенток, которых разделены на три группы (A, B и C, по 6 человек в первых двух группах и 18 в третьей) и на протяжении трех недель делали им инъекции DC1 в дозе 2×107 клеток. Группа A получала инъекции в лимфатические узлы раз в неделю, группа B — дважды в неделю, группа C — две инъекции в неделю, одна в опухоль, другая в лимфатический узел. После этого все пациенты проходили стандартные шесть циклов химиотерапии (оцетаксел/карбоплатин/трастузумаб/пертузумаб) каждые 3 недели с последующим удалением опухоли. Перед операцией пациентки получили еще одну дозу вакцины и три дозы после операции.
Частота полного патоморфологического ответа (pCR) после завершения неоадъювантного лечения составила 64,5% (20 из 30 пациенток); в группах A, B, C — 42,8%, 66,6% и 72,7% соответственно. Произошло несколько серьезных нежелательных явлений: один случай легочной эмболии в группе В и случаи колита, аппендицита и нейтропении в группе С.
В образцах крови, которые отбирали на протяжении всего курса терапии, измерялось количество активированных T-клеток, реагирующих на антигены HER2, с помощью анализа ELISPOT на высвобождение интерферона γ. В группах A и B, получавших инъекции вакцины в лимфоузлы, этот показатель возрастал на четвертой неделе, ожидаемо снижался во время химиотерапии и снова возрастал после бустерных доз вакцины. В группе C не произошло возрастания на четвертой неделе, но возрастание после постхирургической вакцинации отмечено. Авторы предполагают, что внутриопухолевое введение вакцины могло вызвать перемещение Т-клеток из крови в опухоль.
Для дальнейшего изучения этого явления образцы опухолевых биопсий пациенток группы С, полученные до начала лечения и через четыре недели после вакцинации дендритными клетками, исследовали методом мультиплексной иммунофлуоресценции (mIF). Инфильтрация опухоли стромальных иммунных клеток в результате лечения значительно увеличилась. Заметнее всего выросли количества эффекторных Т-клеток, NK T-клеток, обладающих свойствами как Т-клеток, так и естественных киллеров, а также лимфоцитов, продуцирующих MHC II и интерферон γ. В группах А и В не брали биопсии во время лечения, поэтому оценить эффект внутриопухолевой инъекции не было возможности в группах A и B нельзя сделать выводы о сравнительной инфильтрации в опухолевых тканях.
Таким образом, применение вакцины на основе DC1, таргетирующих HER2, вместе с неоадъювантной терапией перед химиотерапией РМЖ безопасно и потенциально эффективно. У пациентов наблюдалась значительная иммунная активность и полный патологический ответ почти в 70% случаев. Перспективным представляется также интратуморальное введение вакцины, однако необходимы дальнейшие исследования с более высокими дозами клеток, отмечают авторы.
Камрелизумаб повысил эффективность химиотерапии при трижды негативном РМЖ
Источник
Soliman H., et. al. A pilot study incorporating HER2-directed dendritic cells into neoadjuvant therapy of early stage HER2+ER- breast cancer // npj Breast Cancer 11, 1-9 (2025), published online 17 March 2025. DOI: 10.1038/s41523-025-00742-x