Вакцину против Acinetobacter baumannii испытали на мышах

Ученые из Гонконга заявили о создании эффективной вакцины против Acinetobacter baumannii — опасного внутрибольничного патогена, который уже приобрел устойчивость к антибиотикам. Основу вакцины составляет синтетическая псевдоаминовая кислота – поверхностный гликан A. baumannii.

drmicrobe | 123rf.com

В новом исследовании, опубликованном в ACS Central Science, предложен оригинальный подход к борьбе с внутрибольничными инфекциями — вакцинация. Acinetobacter baumannii — патогенная грамотрицательная бактерия, которая поражает различные органы и ткани и вызывает пневмонию, менингит, инфекции мочеполового тракта, кожи и мягких тканей. Как правило, A. baumannii выступает в роли вторичного патогена при больничных инфекциях. Из-за резистентности к большинству антибиотиков первого ряда она представляет серьезную угрозу здравоохранению. A. baumannii находится в верхней части списка 12 наиболее опасных патогенов, составленного Всемирной организацией здравоохранения в 2017 году.

В последние десятилетия предпринимались попытки разработать вакцину от A. baumannii на основе убитых клеток бактерии, везикул внешней мембраны и других антигенов. Поверхностные бактериальные гликаны относятся к самым перспективным антигенам для вакцин.Они составляют основу вакцин против Haemophilus influenzae типа B, некоторых серотипов Streptococcus pneumoniae и других опасных патогенов. Вакцины такого типа состоят из белковых частиц, к которым посредством линкеров присоединены бактериальные гликаны.

Исследователи из Гонконгского университета и (HKU) и Городского университета Гонконга (CityU создали эффективную вакцину против A. baumannii на основе искусственно синтезированного поверхностного гликана бактерии — псевдоаминовой кислоты. Предыдущие исследования показали, что эта молекула является важнейшим эпитопом, активирующим иммунный ответ на A. baumannii. В качестве белка-носителя выбрали обезвреженный мутантный дифтерийный токсин CRM197, к которому присоединили псевдоаминовую кислоту через орто-фталальдегид, выполняющий роль линкера. В итоге получили три вакцины, различающиеся соотношением молекул белка и псевдоаминовой кислоты в конъюгате.

Ученые иммунизировали полученными вакцинами мышей линии C57BL/6J, в качестве адъюванта использовался гидроксид алюминия. После введения первой дозы в случае каждой из трех вакцин был зафиксирован лишь очень слабый гуморальный (антительный) ответ. Через две недели мыши получили вторую дозу вакцины, и во всех трех случаях на 21-й день после первой дозы титр антител к псевдоаминовой кислоте существенно возрастал и оставался стабильным как минимум до 35-го дня.

Иммунизация вакцинами обеспечивала защиту мышей от инфекций, вызванных A.  baumannii. При наиболее высокой бактериальной нагрузке (внутрибрюшинная инъекция 5.0 × 107 КОЕ штамма Ab-00.191 через две недели после иммунизации) погибла только четверть мышей, получивших вакцину на основе CRM197 и одного или трех остатков псевдоаминовой кислоты, а все мыши, получившие конъюгат CRM197 и двух остатков псевдоаминовой кислоты, выжили. При этом в контрольной группе невакцинированных мышей смертность достигла 100%.

Авторы исследования заключают, что вакцины на основе конъюгатов псевдоаминовой кислоты обеспечивают надежную защиту от инфекций, вызванных A. baumannii. Более того, они считают возможным ее использование для лечения устойчивой инфекции.

Ruohan Wei, et al. Synthetic Pseudaminic-Acid-Based Antibacterial Vaccine Confers Effective Protection against Acinetobacter baumannii Infection // ACS Central Science, published September 8, 2021, DOI: 10.1021/acscentsci.1c00656.