Везикулы из экспрессирующих ганглиозиды клеток меланомы стимулируют опухолеобразование

Экзосомы, выделяемые клетками меланомы, экспрессирующими ганглиозид GD2, стимулируют рост, инвазию и клеточную адгезию GD2-негативных клеток меланомы. В то же время экзосомы, выделяемые GM3-положительными и GD2-негативными клетками меланомы, подавляют развитие опухоли.

Ганглиозиды — разновидность гликосфинголипидов, встречающиеся в основном в клетках нервной ткани позвоночных. Некоторые из них (в частности, GD2) являются маркерами различных типов рака. Они принимают активное участие в развитии опухолей, увеличивая пролиферацию раковых клеток, их способность к инвазии и адгезии, а также частоту метастазирования в другие органы за счет передачи клеточных сигналов через липидные рафты.

Недавние исследования описывают роль малых внеклеточных везикул, в частности, экзосом, как важных элементов межклеточной коммуникации. В частности, везикулы раковых клеток вовлечены в индукцию метастазов при меланоме и в формирование метастатических ниш в органах. МикроРНК в составе везикул — надежный маркер некоторых видов рака. Кроме них в везикулах находится множество молекул, включая гликосфинголипиды, но их роль не изучалась. Хотя недавняя работа показала, что ассоциированные с раком ганглиозиды GD2 при взаимодействии с интегрином усиливает злокачественные свойства меланомы.

В журнале Scientific Reports была опубликована статья, в которой исследовалась роль экзосом, полученных из клеток меланомы, экспрессирующих ганглиозид GD2 (GD2+), в развитии этого заболевания. Экзосомы, производимые GD2+ клетками меланомы, влияют и на GD2- клетки меланомы, стимулируя их рост, инвазию и клеточную адгезию.

Кроме того, в GD2- клетках под действием экзосом наблюдалось повышенное фосфорилирование сигнальных молекул EGFR (рецептор эпидермального фактора роста) и FAK (киназа фокальных контактов), усиливающее рост и пролиферацию раковых клеток. Особый интерес вызвало влияние экзосом GD2- GM3+ клеток на снижение злокачественного эффекта GD2+ клеток меланомы. Экзосомы клеток меланомы, экспрессирующих GM3, могут подавлять развитие опухоли.

Экзосомы, как важные составляющие межклеточного взаимодействия, могут служить не только как биомаркеры для диагностики, но и как мишени новых лекарственных препаратов для терапии раковых заболеваний. Необходимо более подробно изучить биохимические, молекулярные и клеточные механизмы взаимодействия экзосом с окружающими клетками. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение роли экзосом в формировании других типов рака.

Везикулы куриных желтков улучшают рост свиных эмбрионов