Возбудители пневмонии могут селиться на зубных протезах

Ученые из Великобритании исследовали микробиом ротовой полости носителей съемных зубных протезов, в том числе болеющих пневмонией. Оказалось, что ношение протезов ассоциировано с повышенным количеством предполагаемых респираторных патогенов. Общий состав и разнообразие бактериальных сообществ во рту таких пациентов также отличались от типичных, что указывает на роль зубных протезов как среды для развития патогенных бактерий.

Бактериальная пневмония представляет серьезную проблему для здоровья пожилых людей и нередко приводит к смерти. Недавние исследования показывают, что присутствие потенциальных возбудителей респираторных заболеваний в полости рта увеличивает риск респираторных инфекций. Эти микроорганизмы могут мигрировать из ротовой полости в дыхательные пути, способствуя такой восприимчивости. Ученые из Великобритании выдвинули гипотезу, что поверхности зубных протезов — это благоприятное место для колонизации предполагаемых возбудителей респираторных заболеваний, что может повысить риск развития пневмонии у предрасположенных к ней людей. Чтобы проверить наличие этой связи, они решили охарактеризовать состав бактериального сообщества носителей протезов и сравнить его с микробиомом пациентов с пневмонией.

Хотя необходимость в протезировании зубов снижается, около 19% населения Великобритании носят полные или частичные съемные протезы. Исследователи набрали когорту из 61 испытуемого, носившего зубные протезы; у 26 из них был диагноз «пневмония». В анализ вошли данные за период с марта 2017 года по март 2018 года. Все пациенты с пневмонией получали терапию антибиотиками (амоксициллин и кларитромицин), тогда как только четверо из 35 носителей протезов получали антибиотики в течение предыдущих шести месяцев.

Первым шагом авторы секвенировали 16S рРНК, чтобы охарактеризовать присутствие во рту двух основных возбудителей респираторных инфекций — Staphylococcus aureus и Pseudomonas aeruginosa. Эти бактерии были найдены в обеих группах, причем статистически значимой разницы между показателями выздоровления пациентов с пневмонией и носителей протезов не было. Культивированные изоляты S. aureus и P. aeruginosa были протестированы на чувствительность к ряду антимикробных препаратов. Уровень резистентности варьировался между различными антимикробными препаратами, при этом не было четкой тенденции к тому, что выделенные микробы от пациентов с пневмонией проявляли повышенную резистентность к β-лактамам, хотя наблюдалась более высокая резистентность изолятов золотистого стафилококка к макролидам.

Метатаксономическое секвенирование выявило повышенную долю Enterobacteriaceae во всех исследованных участках ротовой полости пациентов с пневмонией. Кроме того, в образцах с зубных протезов пациентов с пневмонией количество предполагаемых возбудителей респираторных заболеваний было в 20 раз выше, чем у здоровых носителей протезов. Авторы также обнаружили в этих образцах снижение разнообразия и видового богатства микробных сообществ. Дальнейшее изучение состава микробиоты подтвердило, что у пациентов с пневмонией на зубных протезах обитает повышенное количество предполагаемых патогенных бактерий, а число типичных комменсалов полости рта при этом снижено.

Лекарственно-устойчивые бактерии могут перемещаться из кишечника в легкие