«Выключение» некодирующей РНК устраняет резервуары ВИЧ

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD) с коллабораторами обнаружили длинную некодирующую РНК, которая регулирует репликацию ВИЧ. Блокирование этой молекулы в иммунных клетках позволит уничтожить латентные резервуары вируса, что представляет собой новую стратегию лечения ВИЧ-инфекции.

Предложенный механизм HEAL- и FUS-опосредованной регуляции репликации ВИЧ. Инфицирование ВИЧ усиливает экспрессию HEAL, которая взаимодействует с белком FUS и увеличивает связывание HEAL-FUS с промотором ВИЧ. Комплекс HEAL-FUS рекрутирует гистонацетилтрансферазу p300, усиливая модификации гистонов (H3K27ac), что приводит к обогащению фактором P-TEFb на промоторе ВИЧ и усилению транскрипции.

Credit: Ti-Chun Chao et al. По CC BY 4.0

В настоящее время люди с ВИЧ проходят лечение, называемое антиретровирусной терапией (АРТ), которое подавляет симптомы заболевания и предотвращает возникновение СПИДа. Но некоторая доля клеток, зараженных ВИЧ, не погибает и становится латентным резервуаром вируса, который может активироваться в случае прекращения лечения, и болезнь возобновится. Это является основанием для пожизненного приема препаратов. Однако АРТ является довольно дорогостоящим методом лечения и часто сопряжена с различными побочными эффектами. Поэтому разработка новых подходов ликвидации ВИЧ-резервуаров весьма актуальна на сегодняшний день.

Ранее уже было показано, что длинные некодирующие РНК (IncRNA) играют важную роль в развитии и течении ВИЧ-инфекции. В исследовании, опубликованном в mBio, Тарик Рана (Tariq Rana) и его коллеги сообщают о первом геномном анализе экспрессии IncRNA в ВИЧ-инфицированных макрофагах моноцитарного происхождения. После анализа 1145 IncRNA исследователи сосредоточились на одной молекуле, названной HEAL (HIV-1 Enhanced LncRNA), которая регулирует репликацию ВИЧ в микроглии и Т-клетках путем образования комплекса с РНК-связывающим белком FUS. Комплекс HEAL-FUS увеличивает рекрутирование гистонацетилтрансферазы p300 к промотору ВИЧ. Также этот комплекс работает в промоторной области гена циклин-зависимой киназы 2 (cdk2) и усиливает его экспрессию. В экспериментах с изолированными иммунными клетками человека было обнаружено, что супрессия HEAL или ее удаление с помощью CRISPR-Cas9 приводили к тому, что вирус не воспроизводился после отмены антиретровирусных препаратов.

«Наши результаты показывают, что HEAL играет решающую роль в патогенезе ВИЧ, —говорит Рана. — Необходимы дальнейшие исследования, чтобы объяснить механизм запуска работы HEAL после ВИЧ-инфицирования. Однако открытый механизм можно использовать в качестве новой терапевтической мишени».

Ti-Chun Chao et al. // The Long Noncoding RNA HEAL Regulates HIV-1 Replication through Epigenetic Regulation of the HIV-1 Promoter // mBio, 2019; 10 (5); DOI:  10.1128/mBio.02016-19