Жители Борнео оказались правы: маранг — это не один вид фруктов

Более 200 лет назад испанский ботаник описал растение Artocarpus odoratissimus как вид плодового дерева, произрастающего на Борнео и Филиппинах. Народ ибан, коренные жители Борнео, в то же время считает, что у этого дерева есть две разновидности, лумок и пинган, отличающиеся размером и формой плодов. Несмотря на это, западные ботаники продолжали считать их одним видом по морфологическим данным, но генетический анализ, опубликованный в журнале Current Biology, подтвердил, что ибаны были правы.

Artocarpus odoratissimus, известный как тарап или маранг, — это плодовое дерево, родственное хлебному дереву и джекфруту. Выращивают его в домашних садах на Борнео и Филиппинах. У предполагаемой дикой формы растения плоды меньше по размеру, а волоски на почках и ветвях длиннее.

Ибаны, коренное население Борнео, традиционно считают, что выделенный западными учеными вид на самом деле должен разделяться на два. Лумок, как его называют ибаны, — это культурное дерево с крупными листьями, толстыми ветвями, крупными сладкими плодами с толстой мякотью и короткими волосками на почках и молодых побегах. Пинган — это дикорастущее дерево с более мелкими листьями, тонкими ветками, более мелкими и менее сладкими плодами с более тонкой мякотью и часто, но не всегда, с длинными волосками на вегетативных частях.

Впервые A. odoratissimus был описан Мануэлем Бланко (1779–1845) по филлипинскому материалу, напоминающему лумок. Позднее итальянский ботаник Одоардо Беккари (1843–1920) описал A. tarap и A. mutabilis из борнейских образцов без зрелых плодов, что затрудняет их соотношение с таксономией ибанов. Названия, данные Беккари, считаются синонимами A. odoratissimus.

Ученые решили наконец разобраться в таксономическом статусе растений и выяснить, отличается ли генетически коротковолосый лумок от «бородатого» пингана настолько, что их можно разделить на два вида. А может, это две формы одного вида — barbatus (в переводе с латыни — бородатый) и odoratissimus (ароматнейший) или пинган — это дикий предок культурного растения лумок?

Ткани фруктовых деревьев были собраны на Борнео, а также взяты из гербарных образцов, в том числе из коллекции Беккари 1860-х годов. Молекулярное древо строилось по 31 образцу и было основано на данных секвенирования 451 ядерных генов.

Любопытно, что первая гипотеза полностью подтвердилась, а это значит — ибаны оказались правы. Их наблюдательность позволила им определить филогенетические отношения между растениями лучше, чем систематикам, опирающимся на принципы линнеевской таксономии. Им может не хватать подробного понимания особенностей отдельных видов, которым обладают коренные народы.

«Хотя научная деятельность уже давно извлекает выгоду из знаний коренных народов, она обычно не использует их на равных, — пишут авторы статьи. Хотя линнеевская таксономия предлагает широкую основу для глобальных сравнений, ей может не хватать подробного понимания местных особенностей, которым обладают коренные народы».

Gardner, E. M., et al. Engagement with indigenous people preserves local knowledge and biodiversity alike // Current Biology, volume 32, issue 11, PR511-R512, June 06, 2022. DOI: 10.1016/j.cub.2022.04.062