Круглый стол о кори на Первом медицинском канале

25 мая 2023 в 18:00 на Первом медицинском канале в прямом эфире пройдёт круглый стол «И снова про вирус кори: проблемы и решения». https://1med.tv/translation/?channel=live

Число заболевших корью в России перевалило за 1000. Хотя в Роспотребнадзоре заверяют, что ситуация не критическая, стоит быть готовым к встрече с такими пациентами на практике.

В эфире примут участие:

Ртищев Алексей Юрьевич, к.м.н., врач-педиатр, инфекционист, доцент кафедры инфекционных болезней у детей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей в ЦАО и ЮВАО;

Костюкевич Ольга Игоревна, к.м.н., врач-терапевт, гастроэнтеролог, пульмонолог, доцент кафедры терапии ФУВ МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней ЛФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России;

Станкевич Любовь Ивановна, к.м.н., врач клинической лабораторной диагностики, директор по лабораторной медицине компании «ЛабКвест» + «Q-Клиника», доцент кафедры клинической лабораторной диагностики и патологической анатомии Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, вице-президент российской ассоциации лабораторной диагностики РАМЛД.

Круг обсуждаемых вопросов:

• Корь: ситуация на сегодняшний день.

• Проблемы вакцинации.

• Характеристики вируса: почему он так опасен.

• Особенности клинического течения и взрослых и детей

• Сложности дифференциальной диагностики.

• Диагностические инструменты. Что нового? Чем врачам может помочь лаборатория?

• Санитарно-эпидемиологическая безопасность при работе с корью.

06.06.2024

23 мая 2024 года Национальный координационный центр по Международным медико-санитарным правилам в Мексике сообщил ВОЗ о летальном случае заражения человека вирусом птичьего гриппа A(H5N2). Это первый лабораторно подтвержденный случай инфекции A(H5N2) у человека.

Заражению подвергся 59-летний житель штата Мехико. Источник инфекции остается неизвестным — хотя вирусы A(H5N2) обнаруживали у домашней птицы в Мексике, в анамнезе заболевшего не имелось контакта с какими-либо животными. Также сообщается, что у пациента было множество сопутствующих заболеваний — по словам его родственников, до появления острых симптомов он уже три недели был прикован к постели по иным причинам.

17 апреля у пациента поднялась температура, появилась одышка, диарея, тошнота и общее недомогание. 24 апреля он обратился за медицинской помощью, был госпитализирован и в тот же день скончался из-за осложнений. Результаты ПЦР-РВ образца, полученного и исследованного 24 апреля, указали на наличие вируса гриппа А, не поддающегося субтипированию, после чего образец отправили в Центр исследований инфекционных заболеваний. Проведенный там анализ определил вирус как относящийся к подтипу A(H5N2); 22 мая секвенирование подтвердило этот результат.

Других случаев заболевания зарегистрировано не было — из 17 человек, контактировавших с зараженным в больнице, ни у кого не было выявлено гриппа или SARS-CoV-2. 28 мая стало известно, что образцы, взятые у еще 12 человек, контактировавших с пациентом по месту жительства, отрицательны на SARS-CoV-2, грипп А и грипп B. Основываясь на имеющейся информации, ВОЗ оценивает текущий риск для населения, связанный с этим вирусом, как низкий.

17.05.2024

К порядку миксобактерий присоединилось новое семейство — Pendulisporaceae. Его отличает способность к образованию спор; представителей семейства обнаружили в образцах почвы Филиппин и Замбии. Это важное открытие, потому что представители Pendulisporaceae — хищники и вырабатывают антибактериальные вещества, которые потенциально можно использовать в клинике. Уже давно не появлялось принципиально новых антибиотиков, особенно способных справиться с резистентными грамотрицательными бактериями. Есть все шансы найти такие вещества у представителей нового семейства. Подробнее

Ученые проанализировали геном тернового венца — многолучевой морской звезды, которая быстро размножается и повреждает коралловые рифы, в том числе Большой Барьерный риф. Они выявили гены, связанные с размножением, а также гены, экспрессия которых зависит от сезона. Их задача — прицельно воздействовать на морских звезд, чтобы препятствовать их размножению и контролировать численность. Подробнее

У птиц Нью-Йорка выявили высокопатогенный подтип птичьего гриппа H5N1. Исследователи с помощью учащихся старшей школы собрали 1927 образцов птичьих фекалий с января 2022 года по ноябрь 2023 года. H5N1 обнаружили у шести птиц четырех видов; положительные образцы собрали в городских центрах реабилитации дикой природы. О присутствии H5N1 у птиц Нью-Йорка ученые уже знали, но, по словам авторов исследования, важно привлечь внимание к этой проблеме и обращаться с дикими птицами осторожно, даже если вы хотите им помочь. Подробнее.

Распространенный в настоящее время штамм холеры (Vibrio cholerae) обладает уникальным свойством — он умеет уничтожать чужеродные плазмиды, которые могут повредить ему. Эта «иммунная система» также защищает штамм от паразитических мобильных генетических элементов. Она состоит из двух белков, один таргетирует плазмидную ДНК, а другой уничтожает ее. Ученые также отметили сходство этой системы с комплексом CRISPR-Cascade. Подробнее

По всей видимости, родиной всех восьми видов баобабов был Мадагаскар, где они образовывали гибриды. Впоследствии два вида пересекли океан и заселили Африку и Австралию. Исследование также показало, как баобабы приспособились к таким разным опылителям — бражникам, лемурам и даже летучим мышам. Авторов особо интересует вопрос сохранения баобабов Мадагаскара. Подробнее.

14.05.2024

Исследователи из Китая и Великобритании проанализировали данные более 1500 детей из провинции Хунань (Китай), у которых отбирали образцы крови каждые несколько недель от рождения до 12 лет. Оказалось, что у 12% детей, рожденных через кесарево сечение, после первой дозы прививки от кори не вырабатывались антитела. Среди детей, рожденных вагинально, таких детей было 5%. Им обязательно нужна вторая доза прививки, которую им зачастую не делают. Согласно предположению авторов, дело в микробиоте. Рожденные вагинально дети получают от матери намного более разнообразную микробиоту, чем рожденные через кесарево сечение, и это стимулирует иммунную систему.

Результаты исследования вызывают большие опасения, так как число вакцинированных детей падает, а рожденных через кесарево сечение — растет. Уже сейчас в Великобритании так рождается каждый третий ребенок, а в Бразилии и Турции — половина. Для контроля вспышек кори необходимо, чтобы было привито по крайней мере 95% населения. Согласно ВОЗ, в 2022 году этот показатель составлял всего лишь 83%.

14.03.2024

Неожиданные вывод сделали авторы статьи в PNAS Nexus: снижение загрязненности воздуха способствует распространению легионеллеза. Это респираторное заболевание с уровнем смертности 10–25% вызывают грамотрицательные бактерии рода Legionella, живущие в воде. Вспышки часто бывают связаны с аэрозолями из кондиционеров, увлажнителей воздуха, душевых кабин, неправильно обслуживаемых городских фонтанов и т.п. С начала века наблюдается глобальный рост заболеваемости легионеллезами, так, в США было зарегистрировано 1100 случаев в 2000 году и почти 10 000 случаев — в 2018-м.

Авторы статьи установили, что рост количества случаев легионеллеза коррелирует с уменьшением содержания в воздухе диоксида серы (SO2). Мелкие капли воды, содержащие бактериальные клетки, поглощают диоксид серы из воздуха , что может повысить их кислотность до уровней, неблагоприятных для бактерий. Поэтому при меньших концентрациях SO2 выше вероятность попадания в легкие жизнеспособных легионелл. Дополнительный серьезный фактор риска — охладительные башни как источники пара и аэрозоля контаминированной воды.

Исследователи подчеркивают, что снижение уровня диоксида серы в воздухе, безусловно, является благом, но врачи и организаторы здравоохранения должны знать о повышенном по сравнению с прошлыми десятилетиями риске легионеллеза.

13.03.2024

В журнале Lancet Infectious Diseases опубликована работа, в рамках которой были проанализированы данные 602 863 человек из 12 стран Азии и Африки, у 1944 из них был выявлен туберкулез. Авторы оценивали число людей с туберкулезом, у которых не было непрекращающегося кашля (две недели и дольше), кашля вообще или любых симптомов (кашля, температуры, боли в груди, ночной потливости, снижения веса). Оказалось, что у 82,8% людей с туберкулезом не было непрекращающегося кашля, у 62,5% вообще не было кашля, а у 20,3% не было симптомов. При этом у четверти людей без кашля в мокроте была выявлена высокая бактериальная нагрузка, что говорит об их заразности.

Кашель до сих пор считается характерным признаком туберкулеза. Диагностика туберкулеза часто начинается с этого симптома. Но если кашля нет, то заболевание может быть выявлено намного позже, когда оно уже распространилось. Авторы исследования призывают поменять подход к диагностике туберкулеза, особенно в условиях недостатка ресурсов, больше внимания уделять рентгеновскому обследованию и разработке новых недорогих тестов.