Леканемаб на 27% замедляет снижение когнитивных способностей у людей с болезнью Альцгеймера

Компании Eisai и Biogen опубликовали первые результаты фазы 3 КИ (Clarity AD) препарата леканемаба — моноклонального антитела, применяемого при болезни Альцгеймера. Снижение когнитивных способностей участников замедлилось на 27%. Некоторые специалисты называют результат «многообещающим», другие относятся к нему скептически. Если результаты подтвердятся, леканемаб станет первым препаратом, дающим преимущества в когнитивных функциях людям с болезнью Альцгеймера.

В рамках КИ почти 1 800 участников получали леканемаб или плацебо внутривенно каждые две недели в течение 18 месяцев. Когнитивные функции испытуемых оценивали с помощью шкалы Clinical Dementia Rating — Sum of Boxes (CDR–SB). CDR–SB вычисляется на основе опроса испытуемых и их опекунов, а также тестирования памяти и способностей к решению проблем. Исследователи показали, что леканемаб не только уменьшал отложения амилоидов, но и замедлял снижение когнитивных функций. На основе этих данных препарат могут одобрить для применения в клинике. Вопрос в том, перевешивает ли выгода риски — у 20% участников на сканах отмечались признаки кровотечения и отечности мозга.

22.09.2023

Американская биотехнологическая компания Beam Therapeutics проводит фазу 1/2 клинических испытаний высокоточного редактирования генома для терапии пациентов с острым Т-клеточным лимфобластным лейкозом и Т-клеточной лимфобластной лимфомой (T-ALL/T-LL). Терапия основана на редактировании оснований в CAR-T клетках при помощи CRISPR, и Beam Therapeutics объявила, что первый участник КИ получил терапию отредактированными CAR-T-клетками в августе этого года.

В качестве терапии рецидивирующей T-ALL/T-LL используются CAR-T-клетки, специфичные к CD7. В рамках текущего клинического испытания применяются аллогенные CAR-T, которым отредактировали основания в четырех генах: CD7, TRAC, PDCD1 и CD52. Модифицированные таким образом CAR-T не экспрессируют эти гены (терапевтический продукт получил название BEAM-201). Этот подход призван снизить вероятность фратрицида, реакции «трансплантат против хозяина» и истощения CAR-T-клеток. Кроме того, он может позволить самим CAR-T клеткам избежать действия анти-CD52 препаратов, которые используются при терапии для лимфодеплеции — удаления собственных Т-клеток пациента перед введением терапевтических CAR-T.

Само редактирование оснований считается более безопасным подходом, чем использование CRISPR-Cas9. В отличие от последнего варианта, подразумевающего внесение двуцепочечных разрывов в ДНК, редактирование оснований при помощи CRISPR действует точечно и затрагивает только одну цепь, что потенциально снижает риск повреждений генома при редактировании. Исследователи подчеркивают, что к любым вмешательствам в геном человека следует относиться с осторожностью, тщательно исследуя безопасность такого терапевтического подхода, однако считают его весьма перспективным вариантом. Редактирование оснований позволяет «с высокой эффективностью осуществлять множественное редактирование в клетках без двунитевых разрывов, которые могут приводить к частым хромосомным перестройкам и потере жизнеспособности клеток, — комментирует Джон Эванс, исполнительный директор компании Beam Therapeutics. — BEAM-201, насколько нам известно, является первым кандидатом в клинической разработке клеточной терапии с квадруплексным редактированием и представляет собой аллогенную CAR-T-клеточную терапию, способную существенно повлиять на пациентов с тяжелыми формами Т-клеточного рака, у которых возможности лечения ограничены».

15.08.2023

Аллогенная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (ГСК) используется для лечения многих видов рака крови и других болезней системы кроветворения, в том числе у детей. Недавнее исследование показало, что разнообразие микробиоты коррелирует с лучшей выживаемостью пациента после пересадки.

Ранее эта связь изучалась у взрослых, теперь же в исследование включили 90 детей, подвергавшихся аллотрансплантации ГСК. Исследователи проанализировали образцы кала, определив профиль кишечной микробиоты при помощи секвенирования 16S рРНК. Затем пациентов разделили на группы с высоким и низким уровнем разнообразия микробиома до и после пересадки. Оказалось, что при большем разнообразии микробиоты до трансплантации общая выживаемость была выше, а также снижалась частота случаев реакции «трансплантат против хозяина».

Полученные результаты важно учитывать в клинической практике, поскольку такие факторы, как изменение диеты и предтрансплантационное лечение антибиотиками и химиотерапией, могут снизить разнообразие микробиоты кишечника и повлиять на исход трансплантации.

03.07.2023

Респираторно-синцитиальный вирус (RSV) — ведущая причина инфекций нижних дыхательных путей и смерти у детей младше шести месяцев. В 2023 году получила одобрение FDA первая вакцина от RSV («Арексви» от GSK), но она рассчитана на людей старше 60 лет и беременных женщин, а не на маленьких детей. С 1998 года моноклональное антитело паливизумаб было одобрено для иммунопрофилактики, однако требуется введение пяти его доз, оно довольно дорого и не всегда доступно. Но похоже, решение есть.

Нирсевимаб, моноклональное антитело, которое таргетирует тот же белок вируса, что и паливизумаб, показало высокую эффективность в КИ фаз 2b и 3 (MELODY). Оно защитило более 70% испытуемых (недоношенных и родившихся в срок новорожденных) от инфекций нижних дыхательных путей. Было неясно, препятствует ли антитело развитию природного иммунитета при контакте с RSV. Недавнее исследование подтвердило, что нирсевимаб защищает от тяжелого протекания инфекции, но не уменьшает вирусную нагрузку и не препятствует выработке своих антител. При этом препарат дольше хранится, чем паливизумаб, и защищает на весь простудный сезон после одной дозы.

20.04.2023

Акции Prometheus Biosciences выросли на 70% в понедельник после того, как Merck & Co. объявила о покупке компании за 10,8 млрд долларов. Все акции Prometheus будут приобретены дочерней компанией Merck по 200 долларов за акцию.

Сделка может дать Merck многообещающие препараты против иммунных заболеваний. Препарат PRA023 предназначен для лечения язвенного колита, болезни Крона и других аутоиммунных состояний. В декабре 2022 года Prometheus объявила о положительных результатах PRA023 в исследованиях ARTEMIS-UC (язвенный колит средней и тяжелой степени) и APOLLO-CD (болезнь Крона средней и тяжелой степени).

PRA023 представляет собой гуманизированное моноклональное антитело, нацеленное на TNF-подобный лиганд 1A (TL1A), которое связывает как растворимый, так и мембранный человеческий TL1A с высокой аффинностью и специфичностью.

Приобретение должно быть одобрено акционерами Prometheus Biosciences.

01.02.2023

Различные варианты CAR Т-клеточной терапии, нацеленной на антиген созревания В-клеток (BCMA), успешно применяются для лечения рецидивирующей или рефрактерной множественной миеломы. Проходит испытания даже аллогенная терапия миеломы CAR T клетками, полученными не от пациента, а от здорового донора, и подходящими для разных пациентов. Однако после терапии все еще происходят рецидивы, и необходимы новые мишени. В The Lancet Haematology опубликованы результаты фазы 1 клинического исследования POLARIS, проведенного в Китае. В нем использовали CAR Т-клетки, нацеленные на белок GPRC5D, — OriCAR-017.

В исследовании участвовали взрослые пациенты с рецидивирующей или рефрактерной множественной миеломой и подтвержденной экспрессией GPRC5D в плазматических клетках костного мозга. У двух из 12 пациентов заболевание быстро прогрессировало, десять человек получили различные дозы CAR Т-клеток OriCAR-017. Пять пациентов ранее проходили CAR T-терапию, нацеленную на BCMA. Медианная продолжительность наблюдения составила 238 дней. Ответ наблюдался у всех десяти пациентов, полный у шести, частичный у четверых.

Обнадеживающие результаты КИ еще одной CAR T-терапии множественной миеломы, нацеленной на GPRC5D (MCARH109), были опубликованы в сентябре 2022 года. Исследования финансировались Juno Therapeutics и Bristol Myers Squibb.