Утренний кофе. Человек как причина вымирания мегафауны

Препарат OXO-001 компании Oxolife (Испания) на 7% повысил число детей, родившихся живыми, при ЭКО. Результаты клинического испытания были представлены на ежегодной встрече Европейского общества репродукции человека и эмбриологии. В исследовании приняли участие 42 женщины, получавшие плацебо, и 54 женщины, получавшие OXO-001 ежедневно. В группе препарата больше женщин забеременели (76% против 52%), у них чаще регистрировали сердцебиение плода на 10 неделе (46% против 36%), у них было больше живорождений (43% против 36%). Подробнее.

Авторы работы, опубликованной в Cell Metabolism, показали, что островки поджелудочной железы 140 доноров по-разному отвечают на различные нутриенты. Большая часть островков, как и ожидалось, сильнее всего реагировала на углеводы (глюкозу), но около 9% островков сильно реагировали на белки (аминокислоты), а 8% — на жиры, причем сильнее, чем на глюкозу. Это противоречит представлению о том, что жиры не влияют на выработку инсулина. Результаты могут быть важны для составления рекомендаций по питанию. Подробнее.

Продолжаются споры о влиянии климата и человеческой деятельности на исчезновение многих видов мегафауны и в особенности — крупных травоядных животных в течение последних 50 000 лет. Авторы обзорной статьи в Cambridge Prisms: Extinction считают, что главную роль играла именно деятельность человека. Так, более ранние изменения климата в течение последней пары миллионов лет не приводили к селективному вымиранию мегафауны. Также вымирание происходило как в климатически стабильных, так и в нестабильных регионах. Были найдены археологические свидетельства эффективной охоты ранних современных людей на представителей мегафауны, для которых характерны длинный гестационный период, малое количество потомков и долгий период до достижения половой зрелости, а потому они особенно чувствительны к снижению численности. Подробнее

Синегнойная палочка Pseudomonas aeruginosa быстро эволюционировала и широко распространилась за последние 200 лет. Вероятно, этому способствовали изменения в поведении человека. Особенно чувствительны к P. aeruginosa люди с ХОБЛ, муковисцидозом и бронхоэктатической болезнью. Авторы публикации в Science проанализировали 10 000 образцов, включая клинические и выделенные из окружающей среды. Оказалось, что причина почти 7 из 10 инфекций — в 21 генетическом клоне. Эти клоны быстро эволюционировали и распространились в результате миграции населения в густонаселенные районы, где загрязнение воздуха повысило чувствительность легких к инфекции. Часть клонов предпочитает заражать людей с муковисцидозом, часть — без. У людей с этой болезнью синегнойная палочка заражает макрофаги. Подробнее

Исследователи составили атлас 3’-нетранслируемых областей (3′-НТО) генов нематоды Caenorhabditis elegans. Результаты были опубликованы в Nucleic Acids Research. 3′-НТО играют важную роль в стабильности, локализации и трансляции мРНК. Атлас покрывает 97,4% от 20 362 белоккодирующих генов нематоды (подтвержденных экспериментально). Подробнее

19.07.2024

Палеолитическая диета — популярный выбор для людей, стремящихся похудеть и нормализовать уровень сахара. Ученые проверили на мышах, насколько диета безопасна. При палеодиете человек потребляет большое количество белка, а значит, у него вырабатывается много аммония, от которого организм избавляется при помощи фермента глутаматдегидрогеназы в печени. Нормальные мыши, получавшие диету с повышенным содержанием белка, приспосабливались к высокому уровню аммония. Но если глутаматдегидрогеназы было недостаточно, аммоний накапливался и приводил к неврологическим повреждениям. Авторы исследования призывают принимать взвешенное решение при выборе диеты. Подробнее.

Обычно измерение уровня экспрессии или передачи сигнала требует уничтожения клетки или визуализации в течение определенного времени. Ученые заставили саму клетку записывать историю происходящих с ней изменений в геноме. Метод назвали enhancer-driven genomic recording of transcriptional activity in multiplex (ENGRAM). В ответ на сигнал клетка производит гидовые РНК и с помощью праймированного редактирования вставляет в геном баркоды, специфичные для сигнала. Метод опробовали на стволовых клетках в процессе формирования гаструлоидов. Подробнее

Для терапии мышечной дистрофии Дюшенна необходимо доставить в клетки рабочие копии белка дистрофина. Проблема в том, что ген, кодирующий дистрофин, очень велик и не помещается в обычные векторы. Ученые предложили новый подход и опробовали его на мышах. Они доставили ген и «инструкцию» по его сборке в двух-трех аденоассоциированных вирусных векторах. Терапия не только затормозила болезнь у модельных животных, но и обратила вспять повреждения. Авторы также снизили дозу векторов, необходимую для достижения эффекта. Они надеются начать клинические испытания через два года. Подробнее

Ученые установили новые критерии для диагностики возрастной потери памяти, затрагивающей в первую очередь лимбическую систему. Для нее характерно накопление белка TDP-43, и ранее ее выявляли только посмертно. У такого состояния лучше прогноз, чем у болезни Альцгеймера, с которой его часто путают. Часто симптомы ограничиваются потерей памяти и не затрагивают другие когнитивные функции, к тому же они появляются в более старшем возрасте. Диагностика основана на оценке возраста, тяжести проблем с памятью, сканов мозга и биомаркеров. Подробнее.

Порядка 8% генома человека состоит из эндогенных ретровирусов. Ученые предположили, что они могут играть роль в развитии рака. Они проанализировали геномные данные 21 типа рака и показали, что ретровирусы LTR10 активны в нескольких из них, включая рак легких и колоректальный рак. Подавление активности ретровирусов также «успокаивало» близлежащие гены, в том числе ассоциированные с опухолеобразованием, например, XRCC4. При этом противораковая терапия работала лучше. Эти гены в основном принадлежали к сигнальному пути MAP-киназ. Подробнее

16.07.2024

Ученые из США усовершенствовали технологию органа-на-чипе, вырастив на чипе сразу три вида ткани: костного мозга (для оценки острого радиационного повреждения), сердечной мышцы (для оценки хронического повреждения) и печени. Они связаны системой циркуляции и «общаются» друг с другом через эндотелиальный барьер. Это необходимо для лучшего понимания эффекта космического излучения на организм человека при долговременных космических полетах. Система получена из плюрипотентных стволовых клеток человека и обладает рядом преимуществ по сравнению как с животными моделями, так и с отдельными клетками. Подробнее.

Грибок Pseudogymnoascus destructans вызывает у летучих мышей смертельно опасное заболевание — синдром белого носа. Он заражает мышей во время торпора, когда метаболизм замедляется, а температура падает. Ученые показали, что грибок поражает в первую очередь кератиноциты, используя рецептор EGFR. Гифы грибка проникают внутрь клеток, не убивая их, чтобы не «привлекать внимание» иммунной системы. Когда метаболизм летучей мыши активируется после торпора, грибок «прячется» в пораженных клетках, окутывает свои споры меланином и подавляет апоптоз. Подробнее.

Австрийские и американские исследователи показали, что дети в 12 месяцев уже обладают творческими способностями, то есть могут объединять знакомые концепции в новые структуры. Авторы предположили, что это необходимо для освоения языка. Они обучили 60 детей двум придуманным словам, означающим «один» и «два», после чего предложили объединить эти слова с различными объектами, такими как «утки», выбирая нужные изображение из предложенных. Ученые отслеживали взгляд детей, которые концентрировались на изображениях. Таким образом определялись способности детей комбинировать понятия в реальном времени, а не припоминать уже изученные концепции. Подробнее.

Инфекции и нейродегенеративные заболевания провоцируют воспаление в мозге, что (по неизвестной причине) приводит к развитию мышечной слабости. Авторы статьи в Science Immunology смоделировали на мушках и мышах три заболевания — заражение кишечной палочкой и SARS-CoV-2 и болезнь Альцгеймера. Они показали, что под действием воспалительных белков в мозге высвобождаются активные формы кислорода, что приводит к выработке интерлейкина 6 (и аналогичного белка у мушек). Интерлейкин 6 подавляет выработку энергии митохондриями скелетных мышц через JAK-STAT сигналинг. Авторы предположили, что таким образом мозг концентрирует ресурсы для борьбы с болезнью. Подробнее

Выращивание лосося в инкубаторах повысило объемы вылавливаемой рыбы. Однако ученые показали, что выпускаемые на свободу рыбы спариваются с дикими особями, что снижает генетическое разнообразие последних. Популяции с более низким генетическим разнообразием обладают меньшей устойчивостью к изменяющимся условиям. Подробнее.

12.07.2024

Ученые определили энергетические потребности летучих мышей. Работа на эту тему вышла в журнале Proceedings of the Royal Society B. Для этого они измерили пульс летучих мышей в различных состояниях, в том числе в свободном полете, с помощью трансмиттера весом 0,8 г. Проблема в том, что ресивер должен находиться на расстоянии нескольких сотен метров от трансмиттера. Это легко проделать днем, когда летучая мышь отдыхает, но не ночью, когда она охотится, иногда отлетая на несколько километров. Чтобы не потерять сигнал, исследователи летали за летучими мышами на небольшом самолете. Оказалось, что во время полета пульс летучих мышей достигает 900 ударов в минуту. Звук с такой частотой слышится для человеческого уха как просто высокий писк. Подробнее.

Исследователи использовали праймированное редактирование, чтобы скорректировать самую часто встречающуюся мутацию в гене CFTR — F508del. Наличие этой мутации приводит к развитию муковисцидоза. Работа была опубликована в Nature Biomedical Engineering. Улучшенный метод редактирования позволил скорректировать около 60% делеций в человеческих клетках легких и 25% делеций в клетках, полученных напрямую от пациентов. Ранее этот показатель не достигал и 1%. Также в 3,5 раза снизилось количество нежелательных инделов. Подробнее

В Nature опубликовано исследование, которое может помочь в борьбе с остеопорозом. Существует несколько гормонов, которые влияют на структуру и состав костей млекопитающих, в их число входит эстроген. Уровень эстрогена падает после менопаузы, что снижает прочность костей. Интересно, что эстроген снижается и после родов, одновременно скелет матери испытывает стресс из-за потери кальция, который идет на выработку молока. Однако не так много женщин испытывают проблемы с прочностью скелета в период лактации. Оказалось, что мозг вырабатывает белок CCN3 (cellular communication network factor 3), которая поддерживает целостность костей, увеличивая количество стволовых клеток скелета. Подробнее.

Динго, населяющие Австралию, делятся на восточную и западную группы. Считалось, что разделение произошло в результате деятельности людей после колонизации материка. Однако анализ 42 останков древних динго, умерших 400–2746 лет назад, показал, что это не так, и разделение произошло тысячи лет назад. Также исследование показало, что динго не так часто скрещивались с домашними собаками, как принято считать, и сохраняют генетическое разнообразие своих предков. Подробнее

Исследователи идентифицировали группу нейронов в парасубталамическом ядре, которая активируется при переедании. Искусственная активация этих нейронов у мышей тормозила начало поглощения пищи после того, как еда становилась доступной. Неожиданно, такие мыши также пили больше воды. Таким образом, эти нейроны участвуют в принятии решения о том, что пора что-то съесть. Эта активность нарушена при некоторых расстройствах пищевого поведения, так что открытие может иметь важное значение для терапии. Подробнее

05.07.2024

Исследователи из США обнаружили анаэробные и аэробные бактерии в 26 из 75 образцов чернил для татуировок и перманентного макияжа. Важно, что впервые изучены анаэробные бактерии (Cutibacterium acnes и Staphylococcus epidermidis) — в дерме кожи, где локализуются чернила, анаэробы могут процветать и вызывать инфекции. «Не было обнаружено значимой ассоциации между сообщением о стерильности на этикетке чернил и отсутствием бактериального загрязнения», — отмечают авторы. Подробнее

Описана Gaiasia jennyae — животное из группы стволовых четвероногих (вымершие виды, подобные стегоцефалам, которые отделились от эволюционного древа до возникновения группы, включающей современных четвероногих). Останки четырех особей найдены на территории Намибии. Гайасии жили 285–272 млн лет назад и выглядели архаично для того времени — хищные водяные «саламандры» длиной около 2,5 м. Возможно, они сохранялись неизменными из-за географической изоляции, вызванной предшествующим ледниковым периодом. «У нее большая, плоская, похожая на сиденье унитаза голова… У нее огромные клыки, вся передняя часть рта — это просто гигантские зубы», — рассказывает один из соавторов статьи. Подробнее

Вакцинация против Streptococcus pneumoniae (пневмококка) в Южной Африке, начатая в 2009 году, направляет его эволюцию, действуя как фактор отбора. Анализ 6910 геномных последовательностей, собранных с 2000 по 2014 год, подтвердил, что относительная приспособленность невакцинных штаммов по сравнению со штаммами, входящими в вакцину, увеличилась, при этом все большая доля невакцинных штаммов становится устойчивой к пенициллину. Подробнее

Штаммы Rocahepevirus ratti, нового вируса гепатита E (HEV), как недавно установлено, заразны для людей. Вирус называют «крысиным HEV», потому что крысы — его основной резервуар. Так как крысы часто живут на свинофермах, важно понимать, могут ли свиньи заражаться крысиным HEV. Эксперименты с РНК-транскриптами штамма LCK-3110 крысиного HEV и с фекальной суспензией от инфицированных животных показали, что возможно как заражение свиньи, так и внутривидовая передача. Подробнее

Муравьи-древоточцы Camponotus floridanus — возможно, единственный вид животных, кроме человека, который лечит травмы ампутациями. Когда повреждено бедро рабочего муравья, другие муравьи ампутируют конечность, отгрызая ее на уровне вертлуга. Ампутация повышает выживаемость пострадавших, скорее всего, потому, что предотвращает инфекцию. При травме голени другие муравьи ухаживают за раной, но голень не отгрызают. По мнению авторов, из-за особенностей циркуляции гемолимфы при ранении голени инфекция распространяется быстрее, и ампутация не помогает. Подробнее

02.07.2024

Теоретические расчеты показывают, что максимальный размер рыб, обитающих в теплой воде, должен уменьшиться из-за ограничений в снабжении кислородом. Ученые измерили метаболические показатели рыб, выживающих в Персидском заливе при температуре более 35 °C и обнаружили, что это не совсем так. Базальные метаболические потребности у исследованных видов рыб возрастали меньше, чем ожидалось, и их организм был способен поддерживать аэробную производительность до 35,5 °C. Эти результаты опровергают теорию, согласно которой основная причина уменьшения размеров — это несоответствие уровней получаемой и потребляемой энергии. Подробнее.

Магнитно-резонансную томографию (МРТ), применяемую для исследований мозга животных, проводят под общей анестезией, чтобы обеспечить неподвижность. Однако анестезия приводит к ряду нежелательных эффектов, затрудняющих изучение активности мозга. Исследователи разработали протокол обучения овец, чтобы проводить им МРТ во время бодрствования, без анестезии. Подробнее

Ученые проанализировали ископаемые семена винограда (семейство Vitaceae) и выяснили, что современное разнообразие растительных сообществ на территории Южной и части Центральной Америки (регион Неотропика) связано с обширным вымиранием около 66 млн лет назад. По словам исследователей, именно после вымирания динозавров виноград начал активно распространяться по всему земному шару. Подробнее

Большой билби, или кроличий бандикут (Macrotis lagotis) — небольшое пустынное сумчатое млекопитающее, обитающее в Австралии. Исследователи получили полный геном этого животного и исследовали его уникальную биологию на транскриптомном уровне, выявив систему половых хромосом XY1Y2 и экспансию генов обонятельных рецепторов. Также исследователи собрали геном ныне вымершего малого билби (Macrotis leucura). Подробнее.

Протеом ооцита должен сохраняться стабильным на протяжении всего репродуктивного периода женщины, то есть в течение десятилетий. Ученые убедились, что это подразумевает наличие в нем крайне долгоживущих белков. Опыты на мышах выявили, что таких белков очень много в тканях яичников. Они выполняют различные функции, в том числе участвуют в работе митохондрий, цитоскелета и в поддержании протеостаза. Подробнее.