Утренний кофе. Коннектомика мозга человека

Ученые проанализировали медицинские данные 12 394 детей в возрасте от шести месяцев до семи лет, а также 3 889 людей в возрасте 24 лет и показали, что дети с хроническим недосыпом почти в два раза чаще страдают от психоза и почти в четыре раза чаще испытывают психотический эпизод к 24 годам. Причинно-следственную связь показать не удалось, но дело может быть в повышенном уровне воспаления. Подробнее.

Ученые реконструировали самый большой на настоящий момент фрагмент мозга человека до единичных синапсов. Впрочем, «большой» в данном случае означает всего лишь половину рисового зерна. Но этот кубический миллиметр мозга вмещает 57 000 клеток, 230 миллиметров кровеносных сосудов, 150 млн синапсов и 1400 терабайт данных. Есть одно затруднение — мозг принадлежал человеку с эпилепсией, так что ученые не уверены, что из обнаруженных закономерностей является нормой, а что — последствием болезни. Подробнее

У бабочек и моли пол чаще всего определяет специфичная для самок хромосома W, несущая ген Feminizer, которая инициирует развитие по женскому пути и подавляет ген Masculinizer на половой Z-хромосоме (инициирует развитие по мужскому пути). Однако у африканских бабочек Bicyclus anynana работает другой механизм. Пол определяется числом и гетерозиготностью аллелей гена BaMasc на хромосоме Z. Эмбрионы с единственным аллелем BaMasc (WZ и Z0) развиваются в самок, гетерозиготы по гену BaMasc с кариотипом ZZ — в самцов, а гомозиготы ZZ — в самок, которые погибают еще во время эмбриогенеза. Отбор против гомозигот привел к тому, что среди 246 самок обнаружили 205 разных последовательностей BaMasc. Подробнее.

Ферменты с бороновой кислотой в реактивном центре не встречаются в природе, но активно изучаются химиками. В настоящий момент их использование ограничено, так как эти ферменты действуют медленно и не очень подходят для получения конкретного энантиомера. В новой работе ученые внесли в фермент группу с бором в составе синтетической аминокислоты. После этого они использовали направленную эволюцию, чтобы получить ферменты с лучшими свойствами. Подробнее.

Гибкость работы мозга обеспечивается за счет такого свойства нейронов, как «смешанная селективность». У большинства нейронов нет одной заданной функции, вместо этого они параллельно участвуют в разных вычислениях (мыслях). Сфокусироваться нейронам помогают осцилляции (когда множество нейронов поддерживают единый ритм электрической активности) и нейромедиаторы. Подробнее

14.06.2024

В этот день, 14 июня, мы поздравляем наших читателей со Всемирным днем донора крови! Спасибо всем, кто сдавал и продолжает сдавать кровь. Ваша кровь спасает жизни.

По этому поводу нам хотелось бы подробнее рассказать о том, какие требования предъявляются к донорам. Все знают о таких противопоказаниях, как инфекции ВИЧ и вирусами гепатитов B и C, о сифилисе и туберкулезе. Но не все ограничения такие очевидные. Например, нельзя сдавать кровь:

• При индексе массы тела менее 18,5 и более 40.

• При артериальном давлении выше 149 (систолическое) и 89 мм.рт.ст. (диастолическое). До поправок 2021 года — выше 160 и 100.

• При пульсе, выходящем за пределы 55–95 ударов в минуту. До 2021 года — 50–100.

• При близорукости свыше -6 диоптрий.

• В течение 120 дней после оперативного вмешательства, лечебных и косметических процедур с нарушением кожного покрова (тату, пирсинг, иглоукалывание).

• В течение 30 дней после перенесения ангины, гриппа, ОРВИ.

• Если обострение язвы желудка и (или) двенадцатиперстной кишки случилось менее года назад.

• В течение года после родов.

• В течение года после вакцинации против бешенства.

• При наличии злокачественных новообразований.

• При органических нарушениях центральной нервной системы.

• При наличии психические расстройств и расстройств поведения в состоянии обострения и (или) представляющих опасность для больного и окружающих (до 2021 года такого уточнения не было). И это еще не все.

Однако после изменений, принятых в 2021 году, можно сдавать кровь в период менструации и сразу после нее, после пребывания в эндемичных по малярии странах или долгих заграничных командировках.

Также перед сдачей крови следует соблюдать определенную диету. Нет, натощак сдавать кровь не надо, но следует соблюдать несколько правил:

• Не курить за час до донации.

• Не пить алкогольные напитки за 48 часов до донации.

• За три дня до донации не принимать анальгетики и аспирин.

• Накануне и в день сдачи крови не есть жирную, жареную, острую и копченую пищу, колбасные изделия, а также мясные, рыбные и молочные продукты, яйца и масло (в том числе растительное), шоколад, орехи и финики.

• В день сдачи следует съесть легкий завтрак (сладкий чай с вареньем, соки, морсы, компоты, минеральную воду, хлеб, сухари, сушки, отварные крупы, макароны на воде без масла, овощи и фрукты, кроме бананов).

С полным перечнем противопоказаний можно ознакомиться тут.

Со списком изменений, произошедших в 2021 году, можно ознакомиться тут.

Про новые исследования в сфере донорства крови читайте на нашем сайте:

Бактериальные ферменты помогают получить универсальную донорскую кровь

Пол донора не влияет на выживаемость реципиента при переливании крови

11.06.2024

Некоторые люди отказываются от вакцинации против COVID-19 из-за возможных побочных эффектов. Однако недавнее исследование ученых из США показало, что плохое самочувствие после прививки может быть признаком того, что она работает. Результаты были опубликованы в Annals of Internal Medicine.

Всего 363 человека (средний возраст 52,4 года) приняли участие в исследовании. Они получали мРНК-вакцину от Pfizer-BioNTech или Moderna. Те, кто испытывал семь или более симптомов после второй дозы вакцины, имели почти в два раза больше нейтрализующих антител, чем те, кто не испытывал никаких симптомов.

Еще 40% участников носили устройство, которое считывало их температуру. У тех, у кого температура поднялась на один градус после второй дозы, спустя шесть месяцев уровень нейтрализующих антител был в три раза выше по сравнению с теми, у кого температура не выросла. Как отмечают авторы, отсутствие симптомов не означает, что вакцина не сработала.

06.06.2024

23 мая 2024 года Национальный координационный центр по Международным медико-санитарным правилам в Мексике сообщил ВОЗ о летальном случае заражения человека вирусом птичьего гриппа A(H5N2). Это первый лабораторно подтвержденный случай инфекции A(H5N2) у человека.

Заражению подвергся 59-летний житель штата Мехико. Источник инфекции остается неизвестным — хотя вирусы A(H5N2) обнаруживали у домашней птицы в Мексике, в анамнезе заболевшего не имелось контакта с какими-либо животными. Также сообщается, что у пациента было множество сопутствующих заболеваний — по словам его родственников, до появления острых симптомов он уже три недели был прикован к постели по иным причинам.

17 апреля у пациента поднялась температура, появилась одышка, диарея, тошнота и общее недомогание. 24 апреля он обратился за медицинской помощью, был госпитализирован и в тот же день скончался из-за осложнений. Результаты ПЦР-РВ образца, полученного и исследованного 24 апреля, указали на наличие вируса гриппа А, не поддающегося субтипированию, после чего образец отправили в Центр исследований инфекционных заболеваний. Проведенный там анализ определил вирус как относящийся к подтипу A(H5N2); 22 мая секвенирование подтвердило этот результат.

Других случаев заболевания зарегистрировано не было — из 17 человек, контактировавших с зараженным в больнице, ни у кого не было выявлено гриппа или SARS-CoV-2. 28 мая стало известно, что образцы, взятые у еще 12 человек, контактировавших с пациентом по месту жительства, отрицательны на SARS-CoV-2, грипп А и грипп B. Основываясь на имеющейся информации, ВОЗ оценивает текущий риск для населения, связанный с этим вирусом, как низкий.

05.06.2024

На ежегодной встрече Американского общества клинической онкологии были представлены предварительные результаты фазы 1 клинических испытаний антитела FS222 для лечения рака. Наилучшие результаты получены у пациентов с метастатической меланомой.

FS222 — биспецифическое антитело, нацеленное на PD-L1 и CD137. В клиническое испытание включено 104 пациента с различными типами солидных опухолей; эти пациенты ранее получали от одного до семи курсов терапии. Предварительные результаты фазы 1 показали частичный или полный объективный ответ у пациентов с меланомой, немелкоклеточным раком легких, раком яичников, трижды негативным раком молочной железы, липосаркомой и раком толстой кишки. Общая частота ответа для всех типов опухолей составила 17%, однако у пациентов с поздними стадиями меланомы, не ответивших на терапию ингибиторами контрольных точек иммунитета, этот показатель был значимо выше — 47,4%. Сдержать прогрессию опухоли удалось у 68,4% таких пациентов.

Побочные эффекты, сообщается в докладе, говорят о приемлемом профиле безопасности препарата. Кроме того, после лечения в опухолях увеличилось количество Т-клеток — на это указывают результаты биопсии, — что подтверждает активацию противоопухолевого иммунного ответа у пациентов.