Утренний кофе. Плесень-меломан
Ранее уже было показано, что микроорганизмы могут реагировать на шум и музыку. У них нет ушей или нервов, но звук — это та же энергия. Австралийские ученые исследовали влияние звуков на плесневый грибок Trichoderma harzianum. Они выращивали грибки в трех звукоизолированных контейнерах. В первом грибки постоянно пребывали в тишине. Из второго ученые доставали грибки раз в день и на 30 минут помещали в третий контейнер, где на них воздействовал звук частотой 8000 Гц. Авторы говорят, что этот шум похож на статику старого радио. Грибки, подвергавшиеся звуковому воздействию, росли лучше. Через пять дней их биомаса была в 1,7 раз выше, чем у грибков, росших в тишине. Авторы считают, что это может быть связано со стимуляцией механорецепторов или пьезоэлектрическим эффектом. Подробнее.
Значения биомаркеров болезни Альцгеймера зависят от времени суток. Это показало британское исследование с участием 38 человек, включая людей, живущих с умеренной формой болезни Альцгеймера. У них отбирали кровь каждые три часа в течение 24 часов и смотрели, как менялись уровни биомаркеров. Оказалось, что значения p-tau217, Aβ40, Aβ42 и NfL, но не GFAP зависят от времени суток. Причина пока неясна. Авторы делают вывод, что время отбора крови для определения этих маркеров нужно стандартизировать или хотя бы фиксировать. Подробнее.
Когда люди говорят что-то собакам, они замедляют свою речь, и именно это помогает собакам лучше понимать людей, показали ученые из Франции и Швейцарии. Они анализировали, как люди говорят между собой и как говорят с собаками на пяти языках. Одновременно они использовали ЭЭГ для измерения ответа мозга на речь. Люди говорят со скоростью примерно четыре слога в секунду, а собаки лают, рычат и издают другие звуки со скоростью две вокализации в секунду. Общаясь с собаками, люди замедляли речь до трех слогов в секунду. У собак при обработке звуковых сигналов преобладал дельта-ритм, а у людей — тета-ритм. Авторы считают, что именно более медленная речь помогает собакам лучше понимать людей. Подробнее.
Ученые из Великобритании и США показали, что за остановку двигательной активности у дрозофилы отвечают три типа нейронов — Foxglove, Bluebell и Brake, причем механизм они используют разный. Foxglove и Bluebell подавляют движение вперед и повороты соответственно, а Brake прекращает вообще всякое движение и повышает устойчивость суставов ног. Foxglove и Bluebell используют механизм Walk-OFF (авторы сравнивают это с тем, как водитель убирает ногу с педали газа), он активируется нейронами, воспринимающими еду, а Brake использует одноименный механизм Brake (как если бы водитель нажал на педаль тормоза), он был связан с грумингом. Подробнее.
Ученые из Швейцарии и Германии смотрели, как мог зародиться эндосимбиоз. Они помещали в клетку грибка Rhizopus microsporus или E. coli, или бактерии рода Mycetohabitans — эндосимбионты другого вида грибков Rhizopus. E. coli размножались слишком быстро и активировали иммунный ответ грибка. Последний изолировал бактерии, инкапсулировав их. Кишечная палочка не передалась потомкам. Напротив, Mycetohabitans проникли в споры. Такие «заселенные» грибки изначально росли медленнее, но со временем и постоянным отбором грибок адаптировался к бактерии. Подробнее.