Утренний кофе. Все мы мозаики

Даже после очистки сточных вод антибиотики попадают в реки и озера, где могут влиять на здоровье животных. Исследователи показали, что под действием антибиотика у большого прудовика (пресноводного моллюска) начинаются проблемы с памятью. Сначала прудовиков обучали, что любимый им морковный сок содержит неприятное для них вещество — хлорид калия. Живущие в чистой воде прудовики быстро обучались, а живущие в воде, загрязненной антибиотиком, продолжали пытаться выпить сок. Авторы связывают это явление с нарушением микробиоты прудовиков. Подробнее.

Приблизительно каждая сороковая клетка костного мозга человека содержит значительные хромосомные перестройки, не вызывая, по-видимому, заболевания или аномалии. У людей старше 60 число таких клеток увеличивается, что может быть еще одним механизмом развития болезней, ассоциированных со старением. По словам авторов исследования, все мы являемся мозаиками. И разница между геномами двух клеток одного организма может быть больше, чем между клетками двух организмов. Подробнее

До того, как дети учатся называть различные цифры, они могут проходить стадию, когда они издают необходимое число звуков голосом. Оказалось, что черная ворона (Corvus corone) тоже способна на такой счет. Ученые натренировали трех ворон, чтобы те издавали от одной до трех вокализаций в ответ на визуальные (цветные числа) или звуковые стимулы (определенные звуки). В конце вокализаций ворона должна была клюнуть цель. Действительно, вороны издавали нужное число вокализаций в ответ на стимулы. Подробнее

ИИ-модель Dev-ResNet может отследить, что происходит во время эмбрионального развития, анализируя видео. В качестве предмета исследователи выбрали большого прудовика. Dev-ResNet различает ключевые события, такие как начало работы сердца, формирование раковины, вылупление и даже гибель. Уже сейчас модель показала влияние температуры на различные процессы, о котором авторы и не подозревали. Подробнее

Диапауза (торможение обмена веществ) характерна для эмбрионов многих позвоночных, живущих в засушливых условиях. Особенность эмбриона рыбы нотобранх Фурцера (Nothobranchius furzeri), живущей в Мозамбике и Зимбабве, состоит в том, что он входит в диапаузу на более поздних стадиях и может пребывать в этом состоянии до двух лет. Ученые охарактеризовали гены, позволяющие рыбе пережить засуху. Они показали, что диапауза у этих рыб развилась 18 млн лет назад, но гены, отвечающие за ее работу, намного древнее — им уже 473 млн лет. Схожие паттерны экспрессии выявили у других животных во время диапаузы, например, у мышей. Подробнее.

22.10.2024

Teleopsis dalmanni — вид двукрылых мух из семейства стебельчатоглазых. Самки предпочитают более крупных самцов с длинными глазными стебельками, но у некоторых самцов есть копия X-хромосомы, которая укорачивает стебельки. Исследователи из США задались вопросом, почему они еще не вымерли, если половой отбор работает против них. Оказалось, что такие самцы очень агрессивны и отстаивают свой доступ к самкам в поединке. Однако предпочтения самок неизменны, поэтому самцы с короткими стебельками и не преобладают в популяции. Подробнее

Международная группа ученых обнаружила в лесах Мадагаскара семь новых видов древесных лягушек рода Boophis. Самцы лягушек издают необычные высокие звуки, которые напомнили ученым звуковые эффекты из сериала «Звездный путь». Поэтому новые виды назвали в честь капитанов звездных кораблей из вселенной сериала: Boophis kirki, Boophis picardi, Boophis siskoi, Boophis janewayae, Boophis archeri, Boophis pikei и Boophis burnhamae (в честь Кирка, Пикара, Сиско, Джейнвей, Арчера, Пайка и Бёрнем). Подробнее

Американские исследователи предположили, что под слоем пыльного льда на Марсе возможна фотосинтетическая жизнь. На самой поверхности любую жизнь уничтожит ультрафиолетовое излучение Солнца, но слой льда и пыли может защитить клетки от излучения и при этом дать достаточно света для фотосинтеза. Авторы предположили, что искать нужно на глубине 5–38 см (если лед очень чистый, то 2,15–3,10 м). Воду клетки могут получать при локальном таянии льда. Подробнее

Ультраобработанные продукты (газированные напитки, крекеры, некоторые хлопья и йогурты) сильнее, чем просто сахар в диете, ассоциированы с худшим контролем над уровнем глюкозы у людей с диабетом, показали ученые из США. В ходе исследования у участников измеряли уровень глюкозы в крови, также они припоминали, что ели за последние 24 часа. У людей, в диете которых было больше свежих продуктов, чаще был нормальный уровень глюкозы. Авторы предполагают, что дело может быть в синтетических ароматизаторах, красителях, эмульгаторах, искусственных подсластителях и других подобных ингредиентах. Подробнее.

Международная группа исследователей обнаружила новый род хищных морских бактерий — Aureispira. Они охотятся на такие бактерии, как Vibrio. При недостатке питательных веществ Aureispira начинает охоту. Она приближается к жертве или ждет ее приближения, после чего выпускает крюки и запутывает ее жгутики. Потом она выстреливает из «пушки» (сократительной инъекционной системы), проделывает дыры в мембране жертвы и поглощает компоненты клетки. Подробнее

18.10.2024

Исследователи из Канады и США показали, что у беременных женщин фолиевая кислота смягчает вредное воздействие свинца на плод. Анализ проводили на 2000 жительницах Канады, участвовавших в исследование MIREC. Если женщина получала 0,4 мг фолиевой кислоты в день, то связь между воздействием свинца и развитием аутистических черт у ребенка ослабевала. Подробнее.

Бабочки-монархи размножаются летом с той же скоростью, что и раньше, при этом их зимние популяции уменьшаются. Исследователи из США, полагаясь на данные энтузиастов, собранные в течение 17 лет, показали, что число бабочек снижается во время осенней миграции. Бабочки ночуют на деревьях и кустах, и число насекомых на таких «насестах» снижается до 80% по пути с севера на юг. Причина не до конца понятна, авторы высказывают различные предположения, от увеличения числа паразитов до плохой выживаемости бабочек, выращенных в неволе. Подробнее

Ученые из США показали, что у женщин после менопаузы становится больше крупных частиц липопротеинов высокой плотности, которые не обладают протективным эффектом. У этой популяции только мелкие частицы, содержащие много фосфолипидов, защищают от снижения когнитивных функций с возрастом. Повысить их число можно при помощи здорового образа жизни. Подробнее

Каждый год рождается примерно одинаковое количество мальчиков и девочек, но бывает так, что в некоторых семьях рождаются только девочки, а в других — только мальчики. Исследователи из США проанализировали данные UK Biobank и выявили вариант rs144724107, который на 10% повышает вероятность рождения девочки. Он находится рядом с геном ADAMTS14, членом семейства ADAMTS, вовлеченного в сперматогенез и оплодотворение. Однако встречается этот вариант довольно редко (у 0,5% участников проекта). Подробнее.

Люди, которым постоянно хочется спать в течение дня, могут страдать от «чрезмерной дневной сонливости». Обычно это медицинское состояние выявляют в результате процедуры, которая занимает весь день. Но исследователи показали, что диагноз можно поставить с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Также ЭЭГ может показать, достаточно ли человек бодр, чтобы водить или управлять тяжелой машинерией. Подробнее.

15.10.2024

У сладкоежек повышены риски депрессии, диабета и инсульта, показало исследование с участием 180 000 человек из проекта UK Biobank. Всех участников разделили на тех, кто предпочтительно питался фруктами и овощами, тех, кто ел мясо, овощи и сладкое, а также тех, кто предпочитал сладости другим пищевым категориям. У людей из последней подгруппы был повышен уровень C-реактивного белка — маркера воспаления — и глюкозы, а также изменен липидный профиль. Взрослые люди больше всего сахара получали со сладкими напитками, в том числе алкогольными. Подробнее

Исследователи из США приводят доводы в пользу большего этнического разнообразия участников клинических испытаний. В частности, они напоминают, что меланин в составе кожи может связывать некоторые действующие вещества, и это меняет биодоступность и эффективность препаратов. Так, с меланином связывается никотин, а значит, никотиновые пластыри могут содержать недостаточно действующего вещества, чтобы быть эффективными для людей с темной кожей. Подробнее

«Внутренний компас» помогает нам определять наше местонахождение в пространстве даже без внешних сигналов. Его свойства изучали на грызунах, и считалось, что для его правильной работы нужна большая нейронная сеть. Но исследователи из США показали, что у плодовых мушек тоже есть «компас», и очень точный, при этом в нем задействовано малое число нейронов. Возможно, дополнительные элементы большого мозга обеспечивают более высокую надежность системы. Подробнее

Эндометриоз и микробиом тесно связаны. Исследователи из США показали, что анализ микробиома кишечника может помочь диагностировать эндометриоз, так как для этого заболевания характерна уникальная комбинация бактериальных метаболитов. Например, при эндометриозе сильно понижен уровень 4-гидроксииндола, соединения, вырабатываемого «хорошими» бактериями. У мышей 4-гидроксииндол предотвращал возникновение и прогрессирование воспаления и боли, связанных с эндометриозом. Подробнее

По словам американских исследователей, в настоящее время нет установленных клинических рекомендаций, которые указали бы, детей с какими симптомами нужно направлять на генетическое тестирование. При этом выявление генетического заболевания может значительно помочь в выборе терапии. Исследование показало, что пациенты с генетическим диагнозом обычно были женского пола, у них в анамнезе были задержки развития моторики, низкий мышечный тонус и (или) врожденный порок сердца. Подробнее

11.10.2024

Алкоголь сильно влияет на мозг, но что насчет сердца? Исследователи из Германии снимали ЭКГ до, во время и после вечеринки, во время которой испытуемые (около 200 здоровых человек) употребляли алкогольные напитки. Оказалось, что более чем у пяти процентов участников детектировали клинически релевантную аритмию, обычно уже после окончания периода активного потребления алкоголя. А вот во время потребления пульс участников повышался до значений выше 100 ударов в минуту. Подробнее

У людей с рассеянным склерозом выше риски развития некоторых раков, таких как рак мочевого пузыря, головного мозга и шейки матки, показали исследователи из Франции. Эффект довольно мал: у людей с рассеянным склерозом было выявлено 799 случаев рака на 100 000 человеко-лет, а у людей без этого заболевания – 736. То есть риск вырос на 6%. Интересно, что риски развития рака простаты, колоректального рака и рака молочной железы снизились. Причинно-следственная связь пока не была установлена. Более высокий риск рака мозга может быть связан с повышенной выявляемостью: людям, которым поставили диагноз «рассеянный склероз», часто делают сканы мозга, а заодно выявляют и рак, а пониженный рис колоректального рака и РМЖ — с тем, что пожилые пациенты реже проходят скрининг из-за общего плохого состояния. Подробнее.

Исследователи из Финляндии показали, что мозг реагирует на стимулы не только быстрыми изолированными всплесками. Так, характер сна, физическая активность, настроение и частота дыхания продолжают влиять на нас в течение многих дней. Исследователи выявили две различные реакции: краткосрочную волну продолжительностью менее семи дней и долгосрочную волну до пятнадцати дней. Первая отражает быструю адаптацию, например, когда плохой сон влияет на концентрацию, но она быстро восстанавливается. Длинная волна имеет более продолжительный эффект и тесно связана с вниманием и памятью. Подробнее.

Взлет продолжительности жизни, наблюдаемый в XIX и XX веках, значительно замедлился за последние 30 лет, показали исследователи из США. Несмотря на многочисленные прорывные исследования, даже в самых долгоживущих популяциях продолжительность жизни выросла только на 6,5 лет с 1990 года. Зачастую годы людям старшего возраста добавляет только медицинское вмешательство. Авторы работы считают, что нет смысла продлевать жизнь, если она будет омрачена многочисленными болезнями. Необходимо замедлить старение и увеличить время здоровой жизни. Подробнее

Средства от блох и клещей на шерсти собак опасны для беспозвоночных обитателей прудов, сообщают исследователи из Великобритании. В воде, где плавают собаки, выше уровни пестицидов имидаклоприда и фипронила, которые часто наносят профилактически на кошек и собак. При этом в сельском хозяйстве они запрещены из-за опасности для пчел и других полезных насекомых. Авторы считают, что нужно повышать осведомленность владельцев собак об этой проблеме. Подробнее.

08.10.2024