В слюне горных горилл обнаружены гомологи герпесвирусов человека

Горные гориллы, обитающие в Руанде, Уганде и Демократической Республике Конго, часто контактируют с туристами. Есть вероятность, что между гориллами и людьми происходит обмен герпесвирусами. В частности, ученые давно подозревают, что гориллы, содержащиеся в неволе, заражаются вирусом, сходным с человеческим вирусом простого герпеса 1 типа (HSV-1), который вызывает язвы на лице и на слизистой оболочке рта. В новой работе ученые из США и Руанды проверили репертуар герпесвирусов горилл, анализируя слюну с жеваных и выброшенных растений. Исследование охватило образцы слюны от 294 особей — представителей 26 групп. Герпесвирусы искали с помощью ПЦР.

Ученые не обнаружили человеческих герпесвирусов у горилл, живущих в природе, но выявили ДНК специфических вирусов, гомологичных человеческим, в том числе цитомегаловирусов, лимфокриптовируса (гомологичен вирусу Эпштейна-Барр) и нового радиновируса (гомологичен герпесвирусу, ассоциированному с саркомой Капоши). Авторы заключают, что HSV-1 пока не поразил диких горных горилл, несмотря на тесный контакт с людьми. Однако реинтродукция в дикую природу горилл, содержащихся в неволе, требует особых мер предосторожности.

Работа опубликована в American Journal of Primatology.

11.03.2024

Из-за противоэпидемических мер во время COVID-19 уровень передачи гриппа во всем мире достиг рекордно низких значений. Это, по-видимому, привело к исчезновению одной из двух линий вирусов гриппа B — Ямагата (подробнее на PCR.NEWS.). То же могло произойти и с одной из клад подтипа H3N2, пишет STAT.

Геномы вируса гриппа B/Ямагата и линии H3N2, известной как 3c3.A, последний раз загружались в международные базы данных в марте 2020 года, говорит Тревор Бедфорд, компьютерный биолог из Исследовательского центра рака Фреда Хатчинсона. Если тот и другой в самом деле исчезли, это облегчит подбор штаммов для вакцин против гриппа, которые обновляются ежегодно. Большинство вакцин являются четырехвалентными — включают антигены тех или иных штаммов подтипов H1N1 и H3N2 гриппа А, а также B/Виктория и B/Ямагата. Сейчас вакцины могут стать трехвалентными, а выбор штамма H3N2 упростится.

Однако необходимо продолжать мониторинг. «То, что никто его не видел, не означает, что он полностью исчез, верно? Но это возможно», — говорит вирусолог Флориан Краммер из Медицинской школы Маунт-Синай на Манхэттене.

18.01.2024

Недавно выяснилось, что исследователь из Пекина загрузил почти полную последовательность вируса SARS-CoV-2 в базу данных Национальных институтов здравоохранения за две недели до того, как эти данные стали доступны всему миру.

На дату загрузки последовательности обратил внимание вирусолог Джесси Блум из онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона в Сиэтле. Согласно документам Министерства здравоохранения и социальных служб США, последовательность вируса загрузили в базу 28 декабря 2019 года. Пекин передал эту последовательность ВОЗ 11 января 2020 года — с момента, когда ученый из Института биологии патогенов в Пекине секвенировал вирус, прошло две недели. В этот период китайские чиновники по-прежнему называли вспышку заболевания в Ухане «вирусной пневмонией с неизвестной причиной». Промежуток между секвенированием вирусного генома и предоставлением этих данных ВОЗ мог стать ключевым периодом в борьбе с пандемией, в течение которого международное медицинское сообщество пыталось оценить и отреагировать на растущую угрозу.

По заявлению Кэти Макморрис Роджерс, председательницы Комитета по энергетике и торговле Палаты представителей США, это показывает, что США «не могут доверять ни одному из так называемых "фактов" или данных, предоставленных Коммунистической партией Китая, и ставят под серьезное сомнение обоснованность любых научных теорий, основанных на такой информации». Китай же продолжает защищать свою позицию в отношении исследования вируса и методов борьбы с ним. «Китай постоянно совершенствует меры реагирования на COVID, опираясь на научные данные, чтобы сделать их более направленными. Китайская политика реагирования на COVID основана на достижениях науки, эффективна и соответствует национальным реалиям Китая», — заявил представитель китайского посольства.

12.01.2024

Доктор биологических наук, профессор Борис Савельевич Народицкий, главный научный сотрудник и руководитель отдела генетики и молекулярной биологии бактерий НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, зам директора по научной работе Института вирусологии им. Д.И. Ивановского, скончался 10 января в возрасте 82 лет.

Борис Народицкий был одним из ведущих разработчиков платформы, на которой сделана вакцина «Спутник V». Так, в НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи были созданы вакцины «ГамЭвак» и «ГамЭвак Комби» против лихорадки Эбола, которые содержали векторы на основе живого аттенуированного вируса везикулярного стоматита (VSV) и дефектного по репликации аденовируса подтипа 5 (Ad5), экспрессирующих ген GP вируса Эбола. Борис Народицкий был и соавтором работ по «Спутник V» (Гам-КОВИД-Вак)

«Для меня это громадная потеря, я никогда не скрывал, что по всем научным проблемам и научно-организационным вопросам советовался с ним», — сказал в комментарии для РИА Новости директор НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург.

28.12.2023

Российские ученые проанализировали эффективность различных способов неспецифической защиты от геморрагических лихорадок, вызываемых аренавирусами. К ним относятся, например, лихорадка Ласса и бразильская геморрагическая лихорадка.

Авторы публикации рассмотрели различные мишени для неспецифических средств медицинской защиты и проанализировали препараты, ингибирующие размножение аренавирусов на различных стадиях. Они пришли к выводу, что наиболее эффективным противовирусным препаратом в отношении аренавирусных геморрагических лихорадок следует считать фавипиравир. Этот препарат подавляет синтез вирусной РНК и обладает широким спектром активности против различных РНК-содержащих вирусов. Еще одно направление борьбы с вирусными инфекциями — применение антисмысловых РНК — пока развито недостаточно, несмотря на наличие библиотек антисмысловых РНК к другим патогенным вирусам.

Исследователи также отметили, что уровень разработки неспецифических средств защиты для профилактики и лечения аренавирусных инфекций ниже, чем для филовирусных (к последним относится, например, вирус лихорадки Эбола). Это может быть связано с тем, что в отношении большинства аренавирусных геморрагических лихорадок описан профилактический эффект рибавирина. Однако, отмечают авторы, он токсичен для человека и может вызывать такие нежелательные явления, как тромбоцитоз и анемия. Кроме того, против аргентинской геморрагической лихорадки уже давно получен эффективный вакцинный штамм.

21.11.2023

Палата представителей Конгресса США одобрила запрет федерального финансирования исследований патогенов с применением GOF (gain-of-function, то есть внесение любых изменений, которые могут сделать патоген более опасным для человека). Запрет, выдвинутый двумя республиканцами, является частью списка поправок к законопроекту о расходах Палаты представителей на 2024 год для Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS), вышестоящего ведомства Национальных институтов здравоохранения (NIH). Поправка пересматривает формулировки, принятые в 2022 году, которые запрещают HHS финансировать GOF в Китае и других «недружественных» странах, таких как Куба. Теперь это уточнение отсутствует, а значит, запрет касается также исследований, финансируемых HHS в Соединенных Штатах.

Подобные исследования, например, вируса птичьего гриппа H5N1, который получил возможность инфицировать млекопитающих, давно вызывают опасения (подробнее на PCR.NEWS). Еще с 2017 года HHS требует специального рассмотрения исследований, которые могут привести к появлению «усиленных потенциальных пандемических патогенов». Но популярное, в том числе среди политиков, мнение о возможном возникновении SARS-CoV-2 во время исследований в Уханьском институте вирусологии привело к призывам расширить проверки, включив «умеренные» патогены; правила уже пересматриваются. Поправка Палаты представителей, накладывающая полный запрет на GOF, идет еще дальше. Один из инициаторов, Томас Мэсси, заявил, что исследования GOF «создают поваренную книгу, план следующей пандемии».

Представители научного сообщества заявляют, что расплывчато сформулированное положение может остановить самые разные исследования, от разработки вакцины против гриппа до исследований безопасных респираторных вирусов. Они надеются, что контролируемый демократами Сенат проголосует против.