Активация Т-киллеров в селезенке при гриппе приводит к появлению Т-клеток памяти

Ученые из США обнаружили в экспериментах на мышах, что активация наивных Т-лимфоцитов при гриппе может происходить не только в лимфатических узлах, дренирующих легкие, но и в селезенке. При этом клетки, активированные в лимфоузлах, готовы перемещаться в легкие и бороться с инфекцией, а те, что активируются в селезенке, становятся затем Т-клетками памяти и обеспечивают долгосрочный иммунитет.

juangaertner | 123rf.com

Считается, что при легочных инфекциях праймирование наивных Т-клеток, то есть их первый контакт с антигеном, осуществляется в дренирующих лимфатических узлах. После того, как произошло инфицирование, мигрирующие дендритные клетки легких захватывают вирусные антигены и перемещаются в лимфатические узлы средостения, дренирующие легкие. Там они активируют наивные Т-клетки.

Новая работа, опубликованная в Nature Immunology, демонстрирует, что активация CD8+Т-клеткок (Т-киллеров) происходит и в селезенке. Праймированные клетки при этом становятся предшественниками Т-клеток памяти.

На мышиной модели гриппа исследователи показали, как именно дендритные клетки попадают из легких в селезенку и раскрыли механизм, с помощью которого генерируется функциональное разнообразие CD8+Т-клеток.

Исследователи обнаружили антиген-специфические CD8+Т-клетки в селезенке инфицированных гриппом мышей. Причем эти клетки появлялись там до системного распространения CD8+Т-клеток, праймированных в лимфоузлах. Кроме того, ингибирование прайминга в лимфоузлах не предотвращало присутствия активированных CD8+Т-клеток в селезенке. Следовательно, в селезенке эти клетки появляются иным путем.

Ученые предположили, что дендритные клетки мигрируют из легких в селезенку через дренирующие лимфатические узлы. Если дендритные клетки могли мигрировать из легких (как это происходит у мышей, не имеющих рецептора CCR7), праймирования Т-клеток селезенки не происходило.

Но его не происходило и тогда, когда дендритные клетки не могли выходить из лимфатических узлов. Для выхода из лимфоузлов клетки должны экспрессировать сфингозин-1-фосфатный рецептор 1 (S1PR1), который направляет их в эфферентные лимфатические сосуды. Мигрирующие дендритные клетки экспрессируют этот рецептор в большом количестве. Обработка синтетическим аналогом сфингозин-1-фосфата (FTY720) ингибировала выход как лимфоцитов, так и дендритных клеток из лимфоузлов.

Так выяснилось, что CD8+Т-клеточные ответы, специфичные для гриппа, инициируются в селезенке дендритными клетками легких, которые перемещаются туда через дренирующие легкие лимфоузлы. Единственный возможный путь для дендритных клеток к селезенке из лимфатических узлов — через грудной проток, который направляет эфферентную лимфу обратно в кровоток.

Авторы обнаружили, что потомство CD8+Т-клеток, праймированных в селезенке и в дренирующих лимфоузлах, имеет разные судьбы. Прайминг в селезенке приводил к появлению CD8+Т-клеток с транскрипционными характеристиками долгоживущих предшественников Т-клеток памяти, тогда как Т-клетки, праймированные в лимфоузлах, напоминали терминальные эффекторные Т-клетки (Teff), которые вернутся в легкие для борьбы с инфекцией.

«Наши результаты демонстрируют путь транспортировки дендритных клеток, который соединяет легкие с кровообращением и идентифицирует селезенку как первичный сайт для прайминга долгоживущих предшественников Т-клеток памяти. Эти данные будут иметь решающее значение для разработки более эффективных стратегий вакцинации и лечения респираторных заболеваний», — заключил руководитель исследования Андре Бальестерос-Тато, доцент отделения клинической иммунологии и ревматологии Алабамского университета в Бирмингеме.

Jenkins M., et al. Lung dendritic cells migrate to the spleen to prime long-lived TCF1hi memory CD8+T cell precursors after influenza infection // Science immunology, 6, 63 (2021), published September 10, 2021, DOI:  10.1126/sciimmunol.abg6895