Амурских тигров нужно вакцинировать для защиты от чумки

Долгое время считалось, что амурских тигров, находящихся под угрозой исчезновения, заражают вирусом чумки домашние собаки. Ученые из США, Великобритании и России исследовали геномы вируса чумки и распространенность антител к нему у собак. Они выяснили, что источниками инфекции являются мелкие дикие хищники и предотвратить заражение может только вакцинация самих тигров. При этом вакцинация всего двух тигров в год существенно снизит риск вымирания вида из-за чумки.

Vladimir Chebanov | 123rf.com

Амурский тигр (Panthera tigris altaica) с популяцией менее 550 особей в России и Китае находится под угрозой исчезновения. Тиграм, помимо уничтожения их мест обитания и браконьерства, угрожают инфекционные заболевания, в том числе чумка. Для предотвращения заражения в настоящее время используется вакцинация домашних собак, однако исследование под эгидой Корнеллского университета, Общества охраны природы и Университета Глазго показало, что этих мер недостаточно.

Вирус чумки (Canine distemper virus, CDV) может заражать большинство хищников, а на Дальнем Востоке по соседству с амурскими тиграми хищников обитает не менее 17 видов. Международная группа ученых исследовала пути распространения вируса, резервуары, очаги вспышек и предложила стратегию защиты амурского тигра.

Авторы исследования, опубликованного в PNAS, собрали данные об антителах к вирусу чумки в образцах крови собак и амурских тигров. Исследовали домашних собак, поскольку одичавших на Дальнем Востоке практически нет из-за сурового климата. Также проанализировали на РНК вируса чумки образцы тканей восьми видов таежных некрупных хищников, в том числе куниц, барсуков, енотовидных собак.

Исследования показали, что заражение тигров вирусом чумки — относительно недавнее событие. Антител к этому вирусу не было ни у одного из 18 тигров до 2000 года, но они были обнаружены у 20 из 54 тигров (37%), обследованных позднее.

Довольно часто встречались антитела к CDV у собак в отдаленных малонаселенных поселениях. Это означало, что основным источником и резервуаром инфекции все же являются дикие животные, а не домашние собаки, как считалось раньше. Популяции собак в таких населенных пунктах слишком малы для поддержания патогена и слабо контактируют между собой.

Секвенирование вирусных геномов показало значительные различия между вирусом, выделенным из носового мазка домашней собаки, и вирусов из диких животных. Вирусы тигра и других диких животных и вирусы собак принадлежали к разным кладам филогенетического дерева. При этом нужно учитывать, что удалось секвенировать вирус только из одной собаки, полученный во время вспышки во Владивостоке в 2016 году.

На основании этих данных был сделан вывод, что вакцинирование собак не защитит амурских тигров. Вакцинация мелких диких животных как резервуара инфекции не представляется возможной из-за отсутствия вакцины, которую можно принимать орально. (Обычно для вакцинации диких животных в местах их обитания оставляют съедобную приманку с вакциной.) Остается единственный вариант — вакцинация самих тигров.

Авторы показали, что сыворотка крови тигров, привитых в неволе модифицированной живой вакциной Nobivac DP (Merck), нейтрализует CDV, полученный от амурских тигров. (В эксперименте использовались псевдовирусы, полученные на основе вируса везикулярного стоматита и содержащие гены вируса чумки.)

Очевидно, что диким животным сложно вводить вакцину инъекционным путем, и этот процесс не может быть быстрым. Однако даже медленная вакцинация была признана эффективной во время вспышки бешенства среди эфиопских шакалов.

Авторы создали модель для прогноза эффективности вакцинации амурских тигров. Модель показала, что реактивные стратегии (запускаемые в ответ на обнаружение заболевших животных) мало влияют на вероятность вымирания, в то время как проактивный подход (вакцинация небольшого количества тигров каждый год в случайных местах) может существенно снизить риск исчезновения вида из-за болезни. В данной модели вакцинация всего двух тигров в год снижала вероятность вымирания популяции в течение 50 лет с 15,8% до 5,7%.

Вакцинация вымирающих видов в настоящее время непопулярна, у нее имеется много противников. В основном усилия сосредоточены на вакцинации домашних животных — переносчиков инфекции. Однако в этом исследовании было показано, что для амурских тигров этого недостаточно. Авторы статьи призывают пересмотреть существующую политику и рассматривать научные данные для принятия решения в каждом конкретном случае.

Gilbert M. et al. // Distemper, extinction, and vaccination of the Amur tiger. // PNAS, published 23 Nov 2020. DOI: 10.1073/pnas.2000153117